По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изменение конструкции правовых норм, регламентирующих функционирование местного самоуправления, как реакция на недостаточность финансирования ОМСУ

Виктор Андреевич Сухоруков кандидат юридических наук, г. Санкт-Петербург

Федеральное законодательство о местном самоуправлении, сформированное в начале 2000-х годов, имело массу дефектов, одним из которых стало отсутствие норм, регламентирующих получение ОМСУ надлежащего финансирования, что привело к последующей постоянной модификации федерального законодательства в целях создания правовых основ для компенсации выпадающих расходов. В результате постоянной модификации норм права была произведена постепенная вертикализация всех органов власти. Обновленная в 2020 году Конституция лишь закрепила устоявшийся порядок, юридически встроив ОМСУ и органы государственной власти в единую ветвь публичной власти. При этом, как подчеркивал Конституционный суд РФ, такое встраивание не означает априорности несамостоятельности ОМСУ. Обращаясь к зарубежному опыту функционирования муниципалитетов, автор обращает внимание на то, что взаимодействие между ОГВ и ОМСУ там строится на двух основополагающих позициях: либо на точном и подробном закреплении взаимных обязанностей и полномочий, либо отказе от конкретизации (и, соответственно, уточнении деталей в ходе правоприменения).

Литература:

1. Семеко Г. В. Территориальные реформы во Франции: от децентрализации к рецентрализации государственного управления// Ars Administrandi (Искусство управления). — 2017. — Т. 9, № 3. — С. 476–494. DOI: 10.17072/2218–9173–2017–3-476–494.

2. Степанов М. М. Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mestnoe-samoupravlenie-v-kontekstekonstitutsionnoy-reformy-2020-goda (дата обращения: 01.03.2022).

3. Фотеску В. Координация и взаимодействие — формы административно-правовых отношений между центральными и местными органами публичной власти (на примере Республики Молдова). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ koordinatsiya-i-vzaimodeystvie-formyadministrativno-pravovyh-otnosheniymezhdu-tsentralnymi-i-mestnymi-organamipublichnoy-vlasti (дата обращения: 01.03.2022).

Экономическая основа органов местного самоуправления (далее — ОМСУ), признают это в Министерстве финансов РФ, всегда была слаба и недостаточна: всё время ОМСУ являлись дотационными, государство оказывало таким структурам постоянную финансовую поддержку для последующей сбалансированности бюджета.

По официальным данным за 2019 год, дефицит местных бюджетов оценивался в совокупности в 1500 млрд рублей (49,4 %). При этом в самом наихудшем положении находились сельские поселения (собственные доходы — 7 %), городские поселения (5,1 %), внутригородские муниципальные образования (0,8 %), внутригородские районы (0,1 %). Наилучшая ситуация сохранялась в бюджетах городских округов и муниципальных районов.

М. М. Степанов из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ отмечает, что эта дефектная конструкция норм, регламентирующих базисные финансовые отношения, была заложена разработанным в 2000-х годах федеральным законом № 131.

Сразу после его принятия власти попытались изменить правовую канву, направив усилия на восполнение выпадающих у ОМСУ расходов и параллельно вписав укрепление вертикали власти с последующим усилением контроля расходования всех выделяемых бюджетных средств.

М. М. Степанов подчеркивает, что эти попытки модификации федерального законодательства условно можно свести к нескольким значимым этапам.

Первый — федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Документ предусматривал перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также устанавливал, что после принятия субъектом федерации закона об изменении порядка избрания глав муниципальных образования надлежит в течение трех месяцев привести уставы МО в соответствии с требованиями законодательства.

Для Цитирования:
Виктор Андреевич Сухоруков, Изменение конструкции правовых норм, регламентирующих функционирование местного самоуправления, как реакция на недостаточность финансирования ОМСУ. Глава местной администрации. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: