Для того чтобы минимизировать риски при проведении процесса оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов, заявитель прежде всего должен правильно выбрать контрагента — как испытательную лабораторию, так и орган по сертификации. В первую очередь — испытательную лабораторию, поскольку, если вы напрямую общаетесь с лабораторией, речь идет, скорее всего, о процедуре декларирования соответствия и ответственность за итоговый документ будете нести вы как заявитель. Следовательно, испытательную лабораторию необходимо проверять по полной программе: обязателен визит туда, обязательно договариваться о том, чтобы какой-то из ваших товаров испытали при вас на определенные параметры, чтобы посмотреть, как работает эта лаборатория. Нужно ознакомиться с парком испытательного оборудования и оценить емкость лаборатории: сколько испытаний можно провести на ее базе в течение года. Во всех стандартах, которые используются для подтверждения соответствия, указан срок испытания, какая бы ни была продукция, соответственно, исходя из количества рабочих мест и испытательного оборудования, можно понять, действительно ли лаборатория способна отработать то количество протоколов испытаний, которое она выдает за год. При работе с проверенной вами лабораторией вы сможете минимизировать риск признания недействительной декларации о соответствии, потому что, кроме протоколов испытаний, все остальные ошибки, совершаемые при подтверждении соответствия, — это в первую очередь ошибки заявителя (некорректный ввоз образцов для проведения испытаний, неправильное внесение информации во ФГИС Рос аккредитации и т. п.).
При работе с органом по сертификации также желательно его посетить, но, поскольку вся информация о нем открыта в реестре Росаккредитации, здесь самым главным является оценка органа по сертификации с точки зрения выдаваемых документов. Например, орган по сертификации существует три года — за это время он должен пройти как минимум две процедуры подтверждения компетенции со стороны Федеральной службы по аккредитации. Однако наличие двух пройденных процедур подтверждения компетенции еще не говорит о том, что орган по сертификации правильный и качественно выполняет свою работу, — оценивается количество документов, которые данный орган выдал за все время своего существования. Например, орган аккредитован в 2018 г. и за 2018–2020 гг. выдал 15–20 сертификатов соответствия, как вдруг с определенного момента, в 2021 г., их количество стало превышать 100, а то и 200. С таким органом по сертификации работать не стоит: он находился в «отстойнике» до определенного момента, и его выпустили на рынок, чтобы выдавать документы, используя «серые» схемы сертификации. Также посмотрите документы, которые орган по сертификации внес в реестр, оцените испытательную лабораторию, с которой он работает, проверьте правильность внесения информации во ФГИС Росаккредитации. На чем органы по сертификации, работающие «всерую», в первую очередь ошибаются, — это выбор стандартов, при применении которых на добровольной основе выполняются требования технических регламентов. Второй момент — количество протоколов испытаний относительно продукции. Приведу пример: есть светильники стационарные (подвесные либо настенные накладные) и переносные — это две разных группы, соответственно, должно быть как минимум два вида испытаний, и протоколов испытаний будет больше. Это рекомендации, как оценить орган по сертификации, не приезжая туда.