12решений — это программа-максимум, они предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений, подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
При их выполнении возможны разные сценарии, но сценарий инерционный или безденежный исключены в принципе.
Однако с учётом наличия у государства других социальных обязательств системе образования не стоит рассчитывать на максимально желаемое финансирование. Поэтому из предложенных проектов и подпроектов нужно выбрать самые важные и определить, чем мы можем в данный момент поступиться, считает ректор НИУ ВШЭ.
...из предложенных проектов и подпроектов нужно выбрать самые важные и определить, чем мы можем в данный момент поступиться, считает ректор НИУ ВШЭ...
На сегодняшний день самыми важными направлениями по итогам дискуссий в профессиональном сообществе названы четыре:
• выравнивание образовательных возможностей детей;
• обновление подростковой школы;
• создание условий непрерывного образования взрослых;
• обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию.
Ярослав Кузьминов напомнил, что в образование готовы вкладывать свои деньги 60% семей.
При этом механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией России. Не менее важно привлекать средства бизнеса, использовать государственно-частное партнёрство для решения инфраструктурных проблем образования.
Ещё один ресурс изменений — развитие цифровой среды: с её помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем при использовании только традиционных форм обучения.
Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, в нашей стране высокий уровень образованности населения и высокая доступность образования не приводят к росту производительности труда. В странах ОЭСР с высоким доходом 70% национального богатства составляет именно человеческий потенциал, капитализированный в интеллектуальных продуктах и сервисах. В России этот показатель — лишь 48%. Но образование не является заложником несовершенных институтов рынка труда или плохого бизнес-климата, проблема заключается в его недостаточном качестве. Например, мы пока недостаточно успешно формируем у школьников навыки XXI в. Согласно результатам исследования PISA, менее 2% российских школьников достигают высшего уровня в трёх областях базовой грамотности, а в Южной Корее — 6,5%.