Определенный интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 1970-х гг. начал работать по трехлетним планам, а в последнее время перешел на пятилетнее планирование. При этом менеджеры концерна добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, а также сторонних поставщиков материалов и комплектующих.
Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно увязываются с текущим и оперативнопроизводственным планированием. По завершении каждого года пятилетнего долгосрочного плана он корректируется на следующие пять лет с учетом фактических результатов работы в истекшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.
Стратегический план на основании оценок менеджеров концерна устанавливает направление его деятельности и конечные результаты, которые надлежит получить в будущем. За выбор этого направления несет ответственность высшее руководство, которое определяет цели и приоритеты фирмы.
Текущее и оперативное планирование, организация текущей деятельности концерна являются обязанностью руководителей структурных подразделений, которые определяют средства и методы достижения целей на перспективу. С учетом долгосрочного плана руководители нижнего звена снабжают каждое рабочее место детальным планом деятельности концерна на каждый отрезок времени начиная с первого часа действия плана.
Пролонгация и корректировка пятилетнего плана ежегодно начинаются в марте и заканчиваются в октябре. При этом второй год текущей пятилетки становится первым, а пятый — четвертым. К ним прибавляется следующий год — пятый. Так, например, на исходе 1988 г. концерн имел план до 1993 г.
В тактический план концерна «Фиат» и его структурных подразделений включаются показатели:
— себестоимости продукции; отпускной цены; доходов от реализации продукции; прибыли от продаж;
— расходов на гарантийное обслуживание продукции; общих административных расходов, включая торговые расходы и рекламу;