По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Из истории завода «Москабельмет»

Статья рассказывает о первом в нашей стране производстве электрических проводов и кабелей, созданном в 1878 г.

История русских кабельных заводов, так уж случилось, связана с Таганским районом Москвы куда теснее, чем с любым другим отдельно взятым районом одного города. На Алексеевских улицах располагался завод, которым управляла семья Алексеевых. Из нее, кстати, происходит Константин Алексеев, которого мы больше знаем как теоретика театра, знаменитого режиссера Станиславского. В честь него сейчас и названа одна из бывших Алексеевских улиц. Там же, на Таганском холме, а именно – на Швивой горке, а затем, опять же, на Большой Алексеевской, находился завод Товарищества «М. М. Подобедов и Ко», которое ныне известно как Москабельмет и находится уже в Лефортове. Собственно, завод «Москабельмет» – первое кабельное производство в стране и столице, законодатель мод, хранитель традиций, накопивший немалое количество забавных и сложных эпизодов в истории.

Расскажем о некоторых из них.

1. Производство, созданное 18-летним

Первое в стране производство электрических проводов и кабелей создал учащийся одного из училищ Петербурга – Михаил Михайлович Подобедов. Произошло это в 1878 г. Подобедов собрал товарищей, и юноши с задором приступили к делу. Любопытно, что в высшее учебное заведение он поступил только через 3 года после создания производства. В 1895 г. завод начали перевозить в Москву.

2. Как Подобедов царя на трамвае катал

М. М. Подобедов был не только превосходным инженером и предпринимателем, но и талантливейшим специалистом по связям с общественностью. Он вносит в правительство свои предложения по активному привлечению русских электротехников и предпринимателей к обеспечению Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Подобедова возмущало, что концессии массово получали иностранные фирмы. Чтобы показать возможности русской электротехники, была построена трамвайная линия с подземным проводом питания. Такой способ питания был выбран неслучайно – он противопоставлялся эстетически неприятным проводам, которые были натянуты на существующих трамвайных линиях в Киеве. Круговой маршрут в 3,5 версты был составлен так, чтобы можно было прямо из трамвая обозреть всю Нижегородскую выставку. Отстроенная специально для ярмарки электростанция обеспечивала и трамвайную линию, и освещение выставки. Для Николая II, членов царской семьи, министра финансов С. Ю. Витте и других высокопоставленных гостей был оборудован специальный вагон, в котором они и путешествовали по ярмарке. Государь дважды проехался по железной дороге. Впечатление его было неизгладимым.

Для Цитирования:
Из истории завода «Москабельмет». Главный энергетик. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: