Истинный мастер всегда в чем-то самоучка в раскрытии своего таланта: умение копировать и подражать — это ремесло, а понятие «художник» гораздо глубже — это внутреннее призвание, рожденное в недрах подсознания, нельзя научиться нешаблонному мышлению и особому способу выражения суждений, это стержень жизни творческого человека, через который реализуется его подлинное назначение.
И. Гастых прошел множество ступеней, прежде чем нашел свой язык воспроизведения мысленных прообразов в материальном, открыл свою манеру живописать. Первые работы Ивана — любительские карандашные наброски — появились в раннем возрасте, толчком к тому послужила жажда к самовыражению. Тяга к познанию привела его в изостудию Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, где он в течение нескольких лет обучался техникам графики, акварельной и пастельной живописи. Воспитание искусством не прошло даром, после окончания студии, поддерживая контакт с педагогом, Иван занялся масляной живописью. Выбор техники не был случайным, к этому подтолкнуло впечатление от созерцания шедевров величайших мировых мастеров импрессионизма. Ранние работы художника — ни что иное как попытка создать нечто прекрасное, стремление беспристрастно запечатлеть реальный подвижный мир, фиксируя мимолетное впечатление.
Подход к живописи со временем претерпевал трансформацию сквозь внутреннее становление, эмоциональный разлом стереотипов и академических навыков, постоянную переоценку идеалов и нравственных позиций, эти колебания находят отклик в его творчестве; но вот ураган стихает: композиция приобретает зрелость, простоту и законченность; мазки становятся более уверенными и фактурными, незначительная хаотичность цветов переходит в гармонию, сюжеты обретают целостность, и при этом не теряют своей экспансивности.
Со слов И. Гастых, значительная часть его произведений есть оплот озарения, сцены, словно видения, возникают перед глазами, при этом они не являются результатом бурной мыслительной деятельности, творческого поиска с тщательной проработкой сюжета — это некая подсказка свыше, пронзительная и мимолетная, и самая главная, при этом весьма нелегкая задача — уловить. В своих работах автор искусно сочетает элементы разных стилей, таких как импрессионизм, экспрессионизм, порой даже авангардизм, и происходит это на интуитивном уровне.