Доложено об ускорении процессов цифровизации в сфере грузовых железнодорожных перевозок внутри ЕАЭС и с третьими странами. На цифровые транспортные документы уже перешли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Отмечен прогресс в сотрудничестве с Китаем в этой сфере — подписано Соглашение о взаимодействии железнодорожных перевозчиков России и Китая для обеспечения применения электронной подписи.
ЕАЭС продолжит наращивать объемы железнодорожных грузоперевозок с применением цифровых транспортных документов. Об этом министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев сообщил по итогам рассмотрения главами правительств государств — членов Евразийского экономического союза ежегодного доклада о реализации плана по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок внутри ЕАЭС и с третьими странами, в частности с Китайской Народной Республикой.
При этом он подчеркнул, что результатом соответствующей практической работы является как упрощение процедур и снижение издержек для бизнеса, так и максимальное ускорение движения товаров.
«К 2024 году государства — члены ЕАЭС обеспечили переход на цифровые транспортные документы при железнодорожных перевозках между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией», — отметил Андрей Слепнев.
В частности, между ОАО «Российские железные дороги» и государственным объединением «Белорусская железная дорога» за последние несколько лет достигнут уровень обмена электронными данными не менее 90 %, а между казахстанской АО «НК «КТЖ» и железнодорожными перевозчиками России и Киргизии такой уровень превысил 80 %.
По итогам 2024 г. объем перевозок Российской Федерации по электронным документам составил 90 % с Республикой Беларусь и 79 % с Республикой Казахстан.
Важно также отметить работу, проводимую по переходу на электронные товаросопроводительные документы. Так, со стороны ОАО «РЖД» реализована возможность приема от грузоотправителя/экспедитора электронных товаросопроводительных документов, подписанных электронной подписью, в свои информационные системы с их предоставлением таможенным органам и передачей в государственное объединение «Белорусская железная дорога» для совершения таможенных операций при завершении таможенной процедуры. Эта технология применяется между Россией и Белоруссией при перевозках в рамках проекта «Интертран».