Образование — стратегическая часть государственной политики, которая во многом формирует потенциал страны и задает контуры будущего.
Проблемы этой отрасли отражаются на состоянии экономики и отрасли далеко не сразу, они инерционны и имеют свойство аккумуляции. Получаемый от запущенных проблем в образовании совокупный вред через какое-то время оказывается гораздо значительнее, чем простая сумма негативных последствий. Понять, сколько и каких специалистов понадобится той или иной отрасли, которую сегодня лишь очерчивают футурологи, сверхсложно.
Между тем, если через пятнадцать лет нынешние первоклассники выйдут из вузов не с тем багажом знаний, который требуется государству, произойдет катастрофа.
Советскому Союзу благодаря классическому, комплексному подходу к сообщаемому набору знаний, умений и навыков в целом удавалось решить эту задачу. Некоторым западным странам, сделавшим ставку на «обучение эффективному процессу обучения» — тоже. Отчего же сегодня мы внедряем третий подход — утилитарную подготовку узкого специалиста со школьной скамьи, по сравнению с другими двумя кажущуюся наименее эффективной?
Необходимая и давно назревшая реформа российского образования многогранна, сложна и вовсе не радужна. Начавшееся в первые постсоветские годы движение к «интеграции» в мировую экономическую систему знаменательно многочисленными факторами копирования чужого опыта без учета собственных реалий. Так было с введением в стране болонской университетской системы. Сложно сказать, может быть, в те сложные годы кто-то и пытался таким образом просто открыть собственным детям дорогу в «цивилизованный мир».
Внедрение болонского процесса принесло и продолжает приносить свои закономерные плоды: страна стремится к стандартизации уровня знаний, на школьном уровне теперь требуется заранее «отделять зерна от плевел», вводится повсеместное тестирование и разделение образования по уровням, редко отвечающие реалиям.
Кроме того, болонский процесс совершенно оторван от гражданственности и человечности — он формирует единицу глобального экономического пространства. Воспитательный процесс отброшен, а от воспитанника, похоже, больше никто не ждет ни человеческих качеств, ни проявлений патриотизма в лучшем понимании этого слова. Болонская система стала проводником корпоративных и узкоспециальных ценностей, совершенно не связанных с самим процессом образования и формирования личности. Личность — это потом и не здесь.