Статья поступила 31.03.2025.
Статья одобрена к публикации 25.04.2025.
Культурно-этническая ситуация Крымского полуострова, где тысячелетиями проживали 175 народов, имеет ярко выраженную мультикультурную специфику, глубоко повлиявшую на формирование южнорусского этноса. В этот «котел цивилизаций» влились самые разнообразные нации: греки, татары, армяне, болгары, немцы, молдаване, цыгане, турки и т.д.
На этом фоне итальянское население Крыма и Северного Причерноморья не является многочисленным, но, безусловно, имеет большую социальную, культурную и историческую значимость. Вспомним, что латинский элемент появился в Крыму еще в эпоху императора Нерона в виде римского легиона, посланного по просьбе жителей Неаполя Скифского (нынешний Симферополь) на защиту от варварских народов; затем последовали итальянские (генуэзские, венецианские и пизанские) средневековые колонии по всему Северному Причерноморью; в XVIII–XIX столетиях, после присоединения Крыма к России и нового притока итальянского населения, наступила «золотая эпоха» процветающих итальянских поселений по всему Северному Причерноморью от Одессы до Судака, Феодосии и Керчи [10, c. 115]. Последующий XX в. стал веком потрясений и демографических потерь для итальянской диаспоры, которые она перенесла с большим трудом [8, с. 210]. В настоящее время итальянская диаспора насчитывает всего несколько сотен человек, а итальянский язык и древние традиции итальянской культуры находятся под угрозой уничтожения.
Итальянцы, проживающие на территории России, в частности в Крыму (в основном в Керчи, самой большой и устойчивой итальянской диаспоре), оказались в большой степени затронутыми событиями 1917–1922 гг. и не обнаружили единодушия по отношению к революционному процессу в России.
Революция 1917 г. и годы Гражданской войны внесли кардинальные изменения в жизнь итальянских общин юга России, их золотой век подошел к своему закату. Как было сказано выше, революционный процесс не был воспринят одинаково единодушно всеми итальянцами, но отразился у разных групп по-разному в силу личных убеждений или конкретных жизненных обстоятельств. Политический и всеобщий хаос на протяжении нескольких лет привел к внутреннему «брожению» итальянской общины. Некоторые итальянские семьи, в основном уже имевшие местное российское гражданство, сочувствовали идеям нового правительства и с надеждой смотрели в коммунистическое будущее; другие же, напротив, претерпев различного рода лишения в ходе насильственной коллективизации, стали стремиться на историческую родину.