Цифровизация глобального энергетического комплекса находится на начальной стадии развития. Согласно данным PwC, только 2% электроэнергетических компаний во всем мире находятся на высоком уровне цифровизации. В России доля таких предприятий также составляет не более 2%. Тем не менее, цифровизация энергетического сектора в России идет высокими темпами. И пандемия ускорила этот процесс по ряду направлений.
Активно масштабироваться начали процессы цифровизации взаимодействия внутри энергетических компаний, а также с подрядчиками и клиентами. Обновлялись существующие и внедрялись новые системы электронного документооборота, хранения и управления данных, планирования ресурсов.
Кроме того, совершенствовались системы видеконференцсвязи, совместной работы, управления взаимоотношениями с клиентами. Происходила модернизация личных кабинетов, создавались мобильные приложения, омниканальные контакт-центры, голосовые чат-боты, внедрялись RPA и расширялись дополнительные сервисы для клиентов.
Ряд усилий энергетических предприятий был направлен на обеспечение информационной безопасности, так как отрасль по-прежнему остается одной из основных мишеней хакеров.
Компании активно развивали системы безопасного удаленного доступа, разграничения и управления правами доступа, контроля запуска приложений и регистрации киберинцидентов.
Также они работали над решениями для защиты автоматизированных систем управления технологическим процессом, обнаружения и предотвращения атак, утечек конфиденциальных материалов.
Еще одним направлением работы было развитие централизованного мониторинга информационной безопасности, сбора и анализа данных от инструментов защиты.
Проекты модернизации ИТ-инфраструктуры, к которым в 2021 г. вернулись многие энергетические компании, подразумевали создание резервных ЦОД, а также переход на новое, более технологичное оборудование и решения. Например, сервера, инфраструктурные сервисы, средства виртуализации, системы хранения данных и резервного копирования.