Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.9

История венецианской маски «Доктор Чума»

Фролова Елена Владимировна врач-трансфузиолог, заведующая отделением переливания крови Кременской ЦРБ, lspk1973@mail.ru
Ключевые слова: чума, противоэпидемические мероприятия, защитная маска

Несомненно, одной из главных достопримечательностей Венеции являются карнавальные маски, которые продаются здесь практически на каждом углу. Коломбина и Пьеро, Панталоне и Арлекин — все они пришли из прошлого, и большинство из них являются персонажами комедии «дель арте». Венеция всегда была небольшим и достаточно изолированным городом, где многие знали друг друга в лицо. Под покровом маски проще было скрывать свою личность и эмоции профессиональным игрокам в карты, злодеям и героям-любовникам. Спустя некоторое время правительство запретило ношение масок, и только в 1979 году эта традиция была восстановлена в образе Венецианского карнавала. При этом следует отметить, что одна из самых загадочных и таинственных масок той эпохи никакого отношения к уличному театру не имеет. Своему появлению она обязана одной из самых страшных болезней того времени — чуме.

UDK: 616.9

The history of the Venetian mask — plague doctor

Elena Frolova Transfusiologist, Head of the Blood Transfusion Department of the Kremenskaya Central District Hospital, Belgorod, lspk1973@mail.ru
Keywords: plague, anti-epidemic measures, protective mask

Carnival masks are without a doubt one of the main attractions of Venice, they are sold here on almost every corner. Columbine and Pierrot, Pantaloon and Harlequin — all of them come from the past, and most of them are characters in the «commedia dell'arte». Venice has always been a small and rather isolated city, where many knew each other by sight. Under the cover of the mask, it was easier to hide your personality and emotions for professional card players, villains and jeune premiers. After some time, the government banned the wearing of masks, and only in 1979, this tradition was restored in the form of the Venice Carnival. It should be noted that one of the most enigmatic and mysterious masks of that era has nothing to do with street theatre. It owes its appearance to one of the worst diseases of the time — the plague.

Чума была одним из самых страшных бедствий, которая постигала Венецию не единожды. Инфекция попала в Европу в XIV веке по Великому шелковому пути из Китая, когда в 1347 году в сицилийском порту пришвартовались несколько кораблей, на борту которых были зараженные, и даже отмечались случаи со смертельным исходом. В Китае эпидемии чумы предшествовала страшная засуха, из-за которой погибло 90 % посевов, и последовавший за этим голод.

Ослабленные отсутствием нормальной пищи люди легко подхватывали инфекцию, которая с молниеносной быстротой распространилась сначала в Азии, а затем и по Европе. Самое страшное, что на берег вместе с зараженными матросами спустились крысы, которые являлись главными переносчиками заразы. Но тогда об этом еще ничего не знали. Чуму считали божьим наказанием и пытались защититься от нее всеми возможными и невозможными способами. Колдунов, ведьм и просто подозрительных личностей, которые якобы насылали на города злые силы, массово сжигали на кострах, однако остановить эпидемию эти мероприятия были не в состоянии.

Из-за высокой плотности населения распространялась чума очень быстро, унося тысячи человеческих жизней. Единственные, кто пытались бороться с этой болезнью, были врачи. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от распространения инфекции, доктора носили специальные костюмы. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, бесформенного черного плаща, пропитанного воском, кожаных штанов, высоких сапог и специальной маски с застекленными глазницами для защиты глаз. В глазницы вставлялись красные стекла — считалось, что ужасные красные глаза могут испугать Смерть. Также одно из суеверий гласит, что если человек будет в маске, то она не узнает его и пройдет мимо.

На тот момент еще ничего не было известно об инфекционной природе этого заболевания, и считалось, что чума передается через плохой запах — «миазмы», исходящие от трупов. Чтобы обезопасить себя от плохого запаха, в маске был предусмотрен огромный птичий клюв, куда закладывались лекарственные травы и заливались ароматические масла. Кроме того, в ноздри и уши врач вставлял пропитанные ладаном кусочки губки.

Для Цитирования:
Фролова Елена Владимировна, История венецианской маски «Доктор Чума». Справочник врача общей практики №1 2019. 2019;1.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала