История в современной России: наука и мифотворчество1
История России во все времена вызывала широкий интерес своих граждан. Изучение истории формирует у молодого поколения историческое сознание, чувство патриотизма, сопричастности к истории Отечества, социально-культурной идентичности. Историческое сознание пронизывает все общественное сознание как часть его содержания и как метод решения всех его вопросов. Обыденный уровень исторического сознания, основанный на культурной памяти и личном опыте [14, с. 31], характеризуется расплывчатой, а зачастую мифологизированной картиной мира. По убеждению Е.М. Мелетинского, миф представляет собой исторически развивающийся культурный феномен, который частично сохраняет некое константное ядро, а частично трансформируется от эпохи к эпохе, одновременно являясь одним из механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни — системой представлений и типом знания [17].
В ХХ веке мифология приняла новые, специфические формы, доминирующим типом стали политические и идеологические мифы. Ярким примером политической мифологии ХХ века является тоталитарная мифология. В современном мире мифологические конструкции воспроизводятся и распространяются средствами массовой информации, становятся компонентом массового сознания [22]. В новых социальных и национальных условиях воссоздаются старые и формируются новые мифы. В постсоветской России наблюдается процесс демифологизации — разрушения прежних, в том числе советских, мифов и одновременно рождения новых, постсоветских мифов (ремифологизация). В качестве примера нового мифа, связанного с этнической и религиозной самоидентификацией в современной России, можно назвать миф о прошлом русского народа, который всегда был народом благочестивым и глубоко верующим; примером советской мифологии, распространенной в массовом сознании, являются мифы о «гармоничной и благополучной советской эпохе» [6].
Здесь необходимо разделить понятия «миф» и «историческая фальсификация». Если под мифом в положительном контексте обычно понимаются героизированные образы прошлого, которые воспринимаются как моральные ориентиры, модели восприятия и поведения, основа для формирования исторической памяти, то под историческими фальсификациями необходимо понимать осмысленное искажение исторических фактов с определенной целью [1– 4; 6; 23].