По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История в современной России: наука и мифотворчество

Алексеев Сергей Викторович доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, главный редактор альманаха «Историческое обозрение», председатель Историко-просветительского общества «Радетель» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., Е-mail: ipo1972@mail.ru
Плотникова Ольга Анатольевна доктор исторических наук, заместитель председателя Историко-просветительского общества «Радетель» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5., Е-mail: monomach@list.ru

Статья посвящена основным характеристикам исторического сознания современной российской молодежи и факторам, влияющим на его формирование.

Литература:

1. Барт Р. Лабрюйер: от мифа к письму // Памятные книжные даты. — М.: Книга, 1988.

2. Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994.

3. Барт Р. Мифологии / Пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. — М.: Академический проект, 2010.

4. Барт Р. Сад, Фурье, Лойола / Пер. с фр. Б.М. Скуратова. — М.: Праксис, 2006.

5. Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. — М.: Мануфактура; Единство, 1998.

6. Вяземский Е.Е. Историческая политика и историческое образование // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции. 24–25 сентября 2010 г. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.

7. Гудков Л.Д. Русский неотрадиционализм // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. — 1997. — № 2.

8. Зубкова И.А. Научная история и «историческая культура» в эпоху постмодерна // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации. — Екатеринбург, 2006.

9. История и память / Под ред. Л.П. Репиной. — М., 2006.

10. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. — 2006. — № 4.

11. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. — 2005. — № 3.

12. Лапкин В.В., Пантин В.И. Русский порядок // Политические исследования. — 1997. — № 3.

13. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. — М.: ИМЭМО РАН, 1998.

14. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории и естествознания в школе. — 1988. — № 4.

15. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992.

16. Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2000.

17. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. — М., 1988.

18. Николаева Е.В. Переходная культура и миф о Начальном времени // Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века. — М.: Индрик, 2002.

19. Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюция ценностных ориентаций россиян в 1990-е годы [Электронный ресурс]. — http://www.ecsocman.edu.ru/db/ msg/8065.html (дата обращения: 12.08.2013).

20. Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян // Власть. — 2010. — № 12.

21. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гипперейтер и В.Я. Романова. — М., 1998.

22. Топорков А.Л. Миф: традиция и психология восприятия // Мифы и мифология в современной России. — М.: Фонд Фридриха Науманна; АИРО-ХХ, 2003.

23. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. — М.: ИА РАН, 2011.

24. Хвостова К.В. Современная эпистемологическая парадигма в исторической науке // Одиссей. Человек в истории 2000. — М., 2000.

История в современной России: наука и мифотворчество1

История России во все времена вызывала широкий интерес своих граждан. Изучение истории формирует у молодого поколения историческое сознание, чувство патриотизма, сопричастности к истории Отечества, социально-культурной идентичности. Историческое сознание пронизывает все общественное сознание как часть его содержания и как метод решения всех его вопросов. Обыденный уровень исторического сознания, основанный на культурной памяти и личном опыте [14, с. 31], характеризуется расплывчатой, а зачастую мифологизированной картиной мира. По убеждению Е.М. Мелетинского, миф представляет собой исторически развивающийся культурный феномен, который частично сохраняет некое константное ядро, а частично трансформируется от эпохи к эпохе, одновременно являясь одним из механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни — системой представлений и типом знания [17].

В ХХ веке мифология приняла новые, специфические формы, доминирующим типом стали политические и идеологические мифы. Ярким примером политической мифологии ХХ века является тоталитарная мифология. В современном мире мифологические конструкции воспроизводятся и распространяются средствами массовой информации, становятся компонентом массового сознания [22]. В новых социальных и национальных условиях воссоздаются старые и формируются новые мифы. В постсоветской России наблюдается процесс демифологизации — разрушения прежних, в том числе советских, мифов и одновременно рождения новых, постсоветских мифов (ремифологизация). В качестве примера нового мифа, связанного с этнической и религиозной самоидентификацией в современной России, можно назвать миф о прошлом русского народа, который всегда был народом благочестивым и глубоко верующим; примером советской мифологии, распространенной в массовом сознании, являются мифы о «гармоничной и благополучной советской эпохе» [6].

Здесь необходимо разделить понятия «миф» и «историческая фальсификация». Если под мифом в положительном контексте обычно понимаются героизированные образы прошлого, которые воспринимаются как моральные ориентиры, модели восприятия и поведения, основа для формирования исторической памяти, то под историческими фальсификациями необходимо понимать осмысленное искажение исторических фактов с определенной целью [1– 4; 6; 23].

Для Цитирования:
Алексеев Сергей Викторович, Плотникова Ольга Анатольевна, История в современной России: наука и мифотворчество. Ученый совет. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: