По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.614–058.865 DOI:10.33920/pol-01-2302-07

История успеха детей, взятых на воспитание или под опеку (в истории и современности)

Ирина Михайловна Крючкова канд. пед. наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, Е-mail: rsu@365.rsu.edu.ru
Ирина Сергеевна Соколова студентка кафедры социальной психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, Е-mail: rsu@365.rsu.edu.ru

Актуальность данной работы заключается в том, что успех является одним из основных критериев жизни в современном обществе. Касаемо детей, находящихся на патронатном воспитании или под опекой, феномен успеха приобретает повышенное значение, так как является показателем того, насколько хорошо ребенок адаптировался в обществе, раскрыл свои индивидуальные особенности и таланты. Основной целью нашей работы является изучение факторов, влияющих на успешную самореализацию детей, находящихся на патронатном воспитании или под опекой.

Литература:

1. Акройд П. Эдгар По. М.: КоЛибри, 2012; 245 с.

2. Ветлугина А. М. Бах. М.: Вече, 2014; 78 с.

3. Волонтеры в помощь детям-сиротам (благотворительный фонд). URL: https://otkazniki.ru/programs/programmasemeynoe-ustroystvo/soprovozhdenie-zameshchayushchikh-semey/ (дата обращения: 20.12.2021).

4. Детский вопрос. URL: https://deti.radiorus.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

5. Диана Анкудинова (личный сайт). URL: https://dianaankudinova.ru/biografiya/ (дата обращения: 20.12.2021).

6. Измени одну жизнь (благотворительный фонд). URL: https://changeonelife.ru/peredyshka/ (дата обращения: 20.12.2021).

7. Кокоренко В. Л. Социальная работа с детьми и подростками. М.: Академия, 2011; 253 с.

8. Мартынова Е. В. Опека и попечительство. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014; 168 с.

9. Выдающиеся люди, выросшие в приемных семьях. URL: https://materinstvo.ru/art/8600 (дата обращения: 20.12.2021).

10. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. М.: Академия, 2010; 224 с.

11. Шкловский В. Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 1967; 480 с.

1. Akroid P. Edgar Po [Edgar Poe]. — M.: Kolibri, 2012. — 245 p. (In Russ.)

2. Vetlugina A. M. Bakh [Bach]. — M.: Veche, 2014. — 78 p. (In Russ.)

3. Volunteers to help orphans (charitable foundation) [Electronic resource] / Project «Supporting Foster Families». Available at: https://otkazniki.ru/programs/programma-semeynoe-ustroystvo/soprovozhdenie-zameshchayushchikh-semey/ (accessed: 20.12.2021). (In Russ.)

4. Children issue [Electronic resource] / Social project «Children issue». Available at: https://deti.radiorus.ru/ (accessed: 20.12.2021). (In Russ.)

5. Diana Ankudinova (personal site) [Electronic resource] / Biography of Diana Ankudinova. Available at: https:// dianaankudinova.ru/biografiya/ (accessed: 20.12.2021). (In Russ.)

6. Change one life (charitable foundation) [Electronic resource] / Project «Peredyshka». Available at: https:// changeonelife.ru/peredyshka/ (accessed: 20.12.2021). (In Russ.)

7. Kokorenko V. L. Sotsialnaia rabota s det'mi i podrostkami [Social work with children and adolescents]. — M.: Academy, 2011. — 253 p. (In Russ.)

8. Martynova E. V. Opeka i popechitelstvo [Guardianship and custody]. — Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House, 2014. — 168 p. (In Russ.)

9. Motherhood [Electronic resource] / Vydaiushchiesia liudi, vyrosshie v priemnykh semiakh [Outstanding people who grew up in foster families]. Available at: https://materinstvo.ru/art/8600 (accessed: 20.12.2021). (In Russ.)

10. Rybinskii E. M. Upravlenie sistemoi sotsialnoi zashchity detstva [Management of the system of social protection of childhood]. — M.: Academy, 2010. — 224 p. (In Russ.)

11. Shklovskii V. B. Lev Tolstoi [Lev Tolstoy]. — M.: Molodaia gvardiia, 1967. — 480 p. (In Russ.)

Изучением вопроса социализации, адаптации детей, взятых на воспитание или под опеку, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: М. Мольц, Н. Вебстер, Г.Л. Холлингуэрт, В.Н. Панкратов, А. Адлер, З. Зиглар, Г.Е. Гудим Левкович, Б.А. Классов, Д. Колесов, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, М. Аргайл, И.П. Лотова, Н.В. Самоукина.

В ходе исследования были применены следующие методы и методики исследования: анализ литературы по проблеме исследования; диагностические методики: опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда — К. Роджерса (вариант Т.В. Снегиревой), методика «Тест на мотивацию к успеху Т. Элерса», 16‑факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла; метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около 19 тыс. таких семей, в которых содержалось более 21 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после революции 1917 г. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из‑за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье, и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). Государство брало на себя ответственность за воспитание детей в казенных государственных детских домах. Таким образом, институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и в более позднее время [8, с. 23].

Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться первоначально в виде создания детских домов семейного типа, на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 1980‑х — начале 1990‑х гг. около 500 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для Цитирования:
Ирина Михайловна Крючкова, Ирина Сергеевна Соколова, История успеха детей, взятых на воспитание или под опеку (в истории и современности). Социальная политика и социальное партнерство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: