По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История старейших зарегистрированных в России брендов

Ключевые слова:

Россия стала одной из первых стран, где начало развиваться интеллектуальное право: еще в 1830 г. был принят закон «О товарных клеймах», обязывающий владельцев фабрик иметь прочные клейма. А подделка клейма могла стать поводом для уголовного преследования. Начали появляться бренды, многие из которых на слуху и сейчас: «Павел Буре», «Смирнов», «Эйнемъ».

Большевики тоже приняли несколько нормативных актов, направленных на регламентацию и охрану товарных знаков. Позднее, в 1962 г., также было принято постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», а в 1974 г. — Положение о товарных знаках. Кроме того, в 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., а в 1976 г. — к Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков 1891 г. Однако отсутствие в Советах частной собственности и конкуренции, а также плановая экономика тормозили развитие института товарных знаков. Поэтому в советское время вопрос об их защите и охране не стоял на повестке дня. А наиболее активными их пользователями были представители иностранного бизнеса — к такому выводу пришло Право.ru, изучив наиболее старые из действующих товарных знаков. Активная работа по их защите началась уже в постсоветской России: за последние пятнадцать лет количество заявок на регистрацию товарных знаков выросло на 20 % — до 61477 в 2015 г., по данным Роспатента.

Товары: питательные и тонические напитки (32-й класс МКТУ).

Дата регистрации в США: 1893 г.

Дата регистрации в России: 1927 г.

«В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-либо страну, можно с уверенностью говорить, что в ней ожидаются серьезные перемены. Coca-Cola — это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку», — писал Том Стэнтидж в книге «История мира в шести стаканах». Действительно, хотя Coca-Cola Company зарегистрировала право на одноименный товарный знак в СССР еще в 1925 г., а соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике — в 1974 г., попробовали этот «экзотический» напиток производства Московского пивобезалкогольного комбината советские граждане только в конце 1970-х гг., накануне Олимпиады, а в широкую продажу Coca-Cola поступила только во времена перестройки, в 1987 г.

Как один из наиболее узнаваемых и дорогих брендов в мире (по версии Forbes, он занимает четвертое место после Apple, Google и Microsoft), Coca-Cola не раз сталкивалась с патентными спорами, в том числе и в России. Например, в 2001 г. компании пришлось отстаивать права на доменные имена coca-cola. ru и sprite.ru, зарегистрированные на тот момент на ООО «Инсайт». В тот раз суд был благосклонен к Coca-Cola, дело компания выиграла.

Для Цитирования:
История старейших зарегистрированных в России брендов. Вопросы культурологии. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: