На современном этапе количество лиц, обладающих теми или иными физическими или психическими недостатками, приближается к 1 млрд, а это означает, что каждый седьмой житель нашей планеты обладает определенными физическими пороками. В основной своей массе это люди с нарушением двигательных функций, патологией органов зрения и слуха, а также пациенты, имеющие определенные проблемы с обучением. Впервые термин «реабилитация» был предложен в 1903 г. Францем Иозефом Раттер фон Бусом, и дословно он означал «восстановление прав, способностей, доброго имени». Основной задачей реабилитации является наиболее полное восстановление утраченных жизненных функций, а в случае невозможности — замедление прогрессирования заболевания. Здесь следует отметить, что при проведении реабилитационных мероприятий чрезвычайно важным является вернуть человеку не только утраченное здоровье, но и по возможности трудовую и социальную активность, обучить при необходимости навыкам самообслуживания, восстановить утраченные бытовые возможности [4].
При проведении реабилитационных мероприятий основное внимание должно уделяться выполнению физических упражнений, максимальному использованию возможностей естественных природных факторов, работе со специальными тренажерами и приспособлениями, проведению различного вида массажа и упражнений лечебной физкультуры. Прообраз проведения будущих реабилитационных мероприятий мы можем наблюдать на примере древних Китая или Японии. Так, в странах Древнего Востока для помощи убогим, травмированным на войне или в быту, немощным уже много веков назад широко применяли разнообразные средства народной медицины. Чаще всего эти мероприятия организовывались и проводились при монастырях. Искусство оказания медицинской помощи в буддийских храмах достигло достаточно высокого уровня, монахи считали одним из своих предназначений на земле оказание реальной и безвозмездной медицинской помощи всем нуждающимся и страждущим. Буддийские монахи также сопровождали военных в многочисленных походах, во время которых они несли санитарную службу, оказывали помощь при ранениях и болезнях, занимались исповедованием умирающих и т. д. На этом фоне сохранялась и укреплялась всеобщая вера в действенность магических ритуалов в процессе лечения. С тех давних времен в традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение ко всем слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку, как материальную, так и физическую.
Немного по-другому обстояли дела на средневековом Западе. В те годы понятие «инвалид» было применимо только к бывшим служакам, которые в результате полученной на войне травмы или болезни не могли содержать себя и поэтому должны были быть направлены в приют. Такое положение дел было широко распространено во многих странах Европы. Однако даже далеко не все нуждающиеся военные инвалиды имели возможность проживать в подобных приютах, несмотря на то что условия нахождения в них были весьма скромными, питание очень скудным, а медицинская помощь практически не оказывалась. Безусловно, в те далекие времена ни в одной стране еще не ставился вопрос о восстановлении данной категории лиц до уровня полноценных членов общества, хотя справедливости ради стоит отметить, что уже в период классического Средневековья (XI– XV вв.) наметились определенные сдвиги в области проведения восстановительного лечения и предоставления какой-либо материальной компенсации. Врачи стали обращать внимание на обеспечение не только лечебной, но и психологической поддержки, на тот факт, что при наличии собеседника или сочувствующего лица выздоровление происходит быстрее и эффективнее. Также испанскими лекарями было отмечено, что при условии ухода одних пациентов за другими, более тяжелыми, течение заболевания отличается более благоприятной динамикой, чем при просто пассивном пребывании в стенах лечебного заведения.
Положительные сдвиги в отношении к лицам с особенностями психофизического развития (в частности, с умственной отсталостью) можно было проследить на примере Швеции, где стали смотреть с определенной долей оптимизма на возможную способность подобной категории людей адаптироваться к социальной жизни. Многие полагали, что подобные индивидуумы с психофизическими отклонениями обладают потенциальной возможностью вести вполне самостоятельную и осознанную жизнь в обществе. В результате этого в конце XIX в. были основаны специальные «воспитательные дома для обучаемых детей с недостаточным уровнем умственного развития». В этих воспитательных домах их стремились обучить и воспитать для того, чтобы они, став взрослыми, смогли самостоятельно адаптироваться в человеческом обществе и ухаживать за собой. Подобные учреждения обычно основывались с участием частных лиц или благо-творительных организаций. Воспитание и содержание детей-инвалидов в те времена рассматривалось как угодное Богу деяние, а ретроспективно это выглядит как первые шаги к организации психоэмоциональной реабилитации умственно отсталых пациентов.
В первой половине XIX в. были организованы первые благотворительные заведения для умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария), где в 1841 г. была основана первая школа для слабоумных, и в Германии, где в 1842 г. было сформировано особое отделение при Берлинском институте глухонемых. В каждом государстве складывались свои особенные традиционные формы помощи лицам с физическими и психическими нарушениями. Во Франции и Германии, в частности, даже в начале ХХ в. практиковалось размещение умственно отсталых детей после 16 лет в психиатрические лечебницы при отсутствии у них признаков буйного помешательства (практика изоляции). В этих учреждениях умственно отсталые пациенты находились на полном попечении у государства [3].
На царской Руси после введения основ христианства отношение рядовых жителей к лицам с ограниченными возможностями сводилось к простому кормлению нищих, калек и убогих, подношению им милостыни. В годы правления Святого князя Владимира начали появляться первые лечебницы, предназначенные для оказания элементарной медицинской помощи подобному контингенту. При большинстве монастырей обустраивались специальные помещения для калек и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., которым в обязанности духовенства вменялись также надзор и обеспечение всех страждущих и нуждающихся. В это же время начинает формироваться прообраз учреждений медико-социальной экспертизы, в результате чего издается Указ о назначении инвалидам, получившим ранения в бою, а также вернувшимся из плена, денежного и продуктового обеспечения. Инвалиды, согласно положению этого Указа, делились на две категории — тяжело- и легкораненых.
Первая систематизация мероприятий в сфере общественного призрения произошла при императоре Петре I — появляется дифференциация нуждающихся по их потенциалу (трудоспособное население, профессиональные нищие, временно нетрудоспособные граждане и т. д.). В 1700 г. император издает приказ о создании во всех губерниях специальных богаделен для стариков и увечных, а также госпиталей для незаконнорожденных («зазорных») детей и сиротских домов. Продолжая дело, начатое Петром І, Екатерина II в 1775 г. приказывает организовать в 40 губерниях сеть специализированных учреждений, именуемых «Приказами общественного призрения», которым вменялось попечение народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, домов для умалишенных и др.
В конце XIX — начале XX в. в Российской империи вводится понятие «полной и частичной утраты трудоспособности», а в 1903 г. издаются «Правила для определения степени утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев», в которых выраженность утраты трудоспособности определялась в процентах. Было закреплено на законодательном уровне, что владельцы всех предприятий обязаны выделять средства на лечение пострадавшего и уплачивать ему денежное пособие во время лечения и пенсию в случае наступления инвалидности. Однако вознаграждение по этому закону могли получать лишь те работники, несчастные случаи с которыми не были вызваны грубой неосторожностью и невнимательностью со стороны самого пострадавшего.
Начиная с 1908 г. в России начинают организовываться врачебные консультационные бюро, которые явились прообразом современных экспертных учреждений, чья главная задача состояла в оценке трудоспособности больных с учетом характера заболевания или травмы. В состав подобного консультационного бюро входило от трех до пяти врачей, и размещались они на базе городских лечебниц. Настоящим пусковым механизмом для развития реабилитации как науки послужила Первая мировая война, причинившая вред здоровью десяткам тысяч людей. Начали стремительно развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия и травматология, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физкультура. В 1920-е гг. начинают появляться первые общества инвалидов. Так, в 1925 г. было организовано Всероссийское общество слепых (ВОС), а в 1926 г. — Всероссийское общество глухих (ВОГ), которые взяли на себя заботу и ответственность за трудовое устройство данной категории инвалидов. В 1933 г. начинают организовываться первые врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), которые явились прообразом нынешних медико-социальных экспертных комиссий [5].
К огромным потерям человеческих и трудовых ресурсов привела Вторая мировая война. В Советском Союзе в результате четырехлетнего периода ведения боевых действий появилась новая категория инвалидов — инвалиды Великой Отечественной войны. Особенностью данной группы было то, что в основном это были представители молодого и среднего возраста, которые, несмотря на тяжелые последствия ранений и травм, стремились во что бы то ни стало продолжать свою трудовую деятельность, поскольку необходимо было восстанавливать разрушенную войной страну. Великая Отечественная война и ее последствия послужили значительным стимулом к развитию медицинской, психологической, социальной, в том числе профессиональной, реабилитации. Сначала речь шла просто о «восстановительном лечении», однако впоследствии, с учетом необходимости восстановления не только здоровья, но и трудоспособности, социальной и психологической адаптации в обществе, на смену этому словосочетанию пришел новый медицинский термин — реабилитация [1].
Если в 1940-е гг. прошлого столетия политика со стороны государства относительно инвалидов заключалась в уходе за ними и предоставлении социальных льгот и гарантий, то начиная с 50-х гг. ХХ в. в Советском Союзе развивается концепция как можно более полной интеграции больных и инвалидов в общество. При этом основной упор делался на их профессиональном обучении и переобучении, получении ими дополнительных необходимых навыков и технических средств. В 1970-е гг. прошлого века в нынешнем Санкт-Петербурге (на тот момент Ленинграде) началось массовое поэтапное создание многопрофильных центров реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, последствиями травм конечностей и опорно-двигательного аппарата, нарушениями функций головного и спинного мозга, болезнями сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. При этом происходило широкое внедрение комплексов восстановительного лечения в условиях стационаров и профилакториев, водолечебниц, санаториев, различных курортных учреждений.
В это же время все больше внимание вопросам реабилитации начинает уделяться со стороны Организации Объединенных Наций. Так, в 1975 г. на одной из Генеральных Ассамблей ООН была принята резолюция, которая призывала государства — члены ООН принимать все меры для укрепления веры людей с нарушенными возможностями в права человека, основные свободы и принципы мира, достоинства и ценности человека, принципы социальной справедливости. Генеральной Ассамблеей ООН была провозглашена «Декларация о правах людей с физическими или умственными недостатками», а все страны были призваны к соблюдению ее положений, являющихся эталонными в защите прав и свобод инвалидов [2].
На сегодняшний день реабилитация занимает все более полноценное место среди медицинских дисциплин, являясь для организаторов здравоохранения важной практической задачей. Все большее количество лечебных учреждений, признав необходимость и целесообразность проведения реабилитации, организовывает на своей базе реабилитационные койки и целые отделения в составе стационаров, открываются специализированные реабилитационные центры (неврологические, ортопедические, сердечно-сосудистые). Проведенные научные исследования показали, что благодаря грамотно организованной реабилитации появляется возможность вернуть к полноценной жизни до 50 % пациентов, а в масштабах государства гораздо более эффективным и экономически выгодным является именно реабилитация — как альтернатива пожизненного содержания инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями.