По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:616 DOI:10.33920/med-10-2008-08

История становления медицинской реабилитации

Дмитрий Сергеевич Ковалев кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ГБУ РО «Рязанская областная клиническая больница», г. Рязань, e-mail: Kovalev1978@gmail.com, http://orcid.org/ 0000-0002-6573-8802

Всемирная организация здравоохранения определяет реабилитацию как комплекс мероприятий по восстановлению функций, нарушенных в результате болезней, травм, несчастных случаев, врожденных дефектов, направленных на приспособление данной категории лиц к максимально полноценной жизни в современном обществе. Комплекс реабилитационных мероприятий должен быть направлен на восстановление здоровья, трудоспособности и социальной адаптации, восстановление личностной ценности каждого индивидуума. Медицинская реабилитация представляет собой процесс, направленный на оказание всесторонней помощи людям с той или иной категорией расстройств и по возможности обеспечение как можно более объемного восстановления утраченных функций. К реабилитации как важному способу восстановления функций поврежденного организма люди начали прибегать с незапамятных времен. Еще врачи Древнего Египта предлагали использовать некоторые приемы трудовой терапии для ускорения восстановления здоровья своих пациентов. Врачи Древней Греции и Рима также использовали в терапевтических мероприятиях активизацию физической деятельности пациентов и проведение трудовой терапии. В этих же странах в качестве гигиенического и терапевтического средства, а также с целью повышения трудовой активности широко применялось проведение различного вида массажа. Поскольку Римская империя постоянно вела войны для поддержания своего могущества, расширения и укрепления границ, то количество искалеченных и потерявших способность к труду жителей постоянно росло. На фоне этого в Риме было предложено оказывать помощь в восстановлении нетрудоспособности граждан, которые получили увечье при защите отечества (в переводе с латинского инвалид означает «слабый», «немощный»). В частности, в Римской империи бывшим воинам, которые получили боевые увечья во время военных компаний, приказано было предоставлять земельные наделы с рабами и одноразовой материальной компенсацией. На сегодняшний день реабилитация выделена в отдельную медицинскую дисциплину, этот вопрос курируется правительствами многих стран, а ВОЗ обеспечивает взаимодействие с десятками международных неправительственных организаций, ведущих работу в данном направлении.

Литература:

1. Алферова Т. С. Основы реабилитологии / Т. С. Алферова, О. Л. Потехина. — Тольятти, 1995: 148 с.

2. Нечаев В. С. Медицинская реабилитация: история вопроса и дефиниции. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 3: 28–32.

3. Низова Л. М., Кислицына И. Г. Роль врача в повышении качества реабилитации детей-инвалидов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 5: 29–31.

4. Пиктушанская И. Н., Быковская Т. Ю. Актуальные вопросы профилактики и медицинской реабилитации. Политравма. 2011; 2: 41–48.

5. Стаховская Л. В., Иванова Г. Е. Медицинское право и правовые основы медицинской реабилитации. Тихоокеанский медицинский журнал. 2015; 1: 32–36.

1. Alferova T.S., Potekhina O.L. Osnovy reabilitologii (Fundamentals of Rehabilitation). Tolyatti, 1995, 148 p.

2. Nechaev V.S. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny (Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine). 2017, № 3, pp. 28 – 32.

3. Nizova L.M., Kislitsyna I.G. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny (Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine). 2017, № 5, pp. 29 – 31.

4. Piktushanskaya I.N., Bykovskaya T.Yu. Politravma (Polytauma). 2011, № 2, pp. 41 – 48.

5. Stakhovskaya L.V., Ivanova G.E. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal (Pacific Medical Journal). 2015, № 1, pp. 32-36.

На современном этапе количество лиц, обладающих теми или иными физическими или психическими недостатками, приближается к 1 млрд, а это означает, что каждый седьмой житель нашей планеты обладает определенными физическими пороками. В основной своей массе это люди с нарушением двигательных функций, патологией органов зрения и слуха, а также пациенты, имеющие определенные проблемы с обучением. Впервые термин «реабилитация» был предложен в 1903 г. Францем Иозефом Раттер фон Бусом, и дословно он означал «восстановление прав, способностей, доброго имени». Основной задачей реабилитации является наиболее полное восстановление утраченных жизненных функций, а в случае невозможности — замедление прогрессирования заболевания. Здесь следует отметить, что при проведении реабилитационных мероприятий чрезвычайно важным является вернуть человеку не только утраченное здоровье, но и по возможности трудовую и социальную активность, обучить при необходимости навыкам самообслуживания, восстановить утраченные бытовые возможности [4].

При проведении реабилитационных мероприятий основное внимание должно уделяться выполнению физических упражнений, максимальному использованию возможностей естественных природных факторов, работе со специальными тренажерами и приспособлениями, проведению различного вида массажа и упражнений лечебной физкультуры. Прообраз проведения будущих реабилитационных мероприятий мы можем наблюдать на примере древних Китая или Японии. Так, в странах Древнего Востока для помощи убогим, травмированным на войне или в быту, немощным уже много веков назад широко применяли разнообразные средства народной медицины. Чаще всего эти мероприятия организовывались и проводились при монастырях. Искусство оказания медицинской помощи в буддийских храмах достигло достаточно высокого уровня, монахи считали одним из своих предназначений на земле оказание реальной и безвозмездной медицинской помощи всем нуждающимся и страждущим. Буддийские монахи также сопровождали военных в многочисленных походах, во время которых они несли санитарную службу, оказывали помощь при ранениях и болезнях, занимались исповедованием умирающих и т. д. На этом фоне сохранялась и укреплялась всеобщая вера в действенность магических ритуалов в процессе лечения. С тех давних времен в традициях Китая и Японии было заложено уважительное отношение ко всем слепым, глухонемым и увечным людям. Им оказывали всяческую помощь и поддержку, как материальную, так и физическую.

Немного по-другому обстояли дела на средневековом Западе. В те годы понятие «инвалид» было применимо только к бывшим служакам, которые в результате полученной на войне травмы или болезни не могли содержать себя и поэтому должны были быть направлены в приют. Такое положение дел было широко распространено во многих странах Европы. Однако даже далеко не все нуждающиеся военные инвалиды имели возможность проживать в подобных приютах, несмотря на то что условия нахождения в них были весьма скромными, питание очень скудным, а медицинская помощь практически не оказывалась. Безусловно, в те далекие времена ни в одной стране еще не ставился вопрос о восстановлении данной категории лиц до уровня полноценных членов общества, хотя справедливости ради стоит отметить, что уже в период классического Средневековья (XI– XV вв.) наметились определенные сдвиги в области проведения восстановительного лечения и предоставления какой-либо материальной компенсации. Врачи стали обращать внимание на обеспечение не только лечебной, но и психологической поддержки, на тот факт, что при наличии собеседника или сочувствующего лица выздоровление происходит быстрее и эффективнее. Также испанскими лекарями было отмечено, что при условии ухода одних пациентов за другими, более тяжелыми, течение заболевания отличается более благоприятной динамикой, чем при просто пассивном пребывании в стенах лечебного заведения.

Положительные сдвиги в отношении к лицам с особенностями психофизического развития (в частности, с умственной отсталостью) можно было проследить на примере Швеции, где стали смотреть с определенной долей оптимизма на возможную способность подобной категории людей адаптироваться к социальной жизни. Многие полагали, что подобные индивидуумы с психофизическими отклонениями обладают потенциальной возможностью вести вполне самостоятельную и осознанную жизнь в обществе. В результате этого в конце XIX в. были основаны специальные «воспитательные дома для обучаемых детей с недостаточным уровнем умственного развития». В этих воспитательных домах их стремились обучить и воспитать для того, чтобы они, став взрослыми, смогли самостоятельно адаптироваться в человеческом обществе и ухаживать за собой. Подобные учреждения обычно основывались с участием частных лиц или благо-творительных организаций. Воспитание и содержание детей-инвалидов в те времена рассматривалось как угодное Богу деяние, а ретроспективно это выглядит как первые шаги к организации психоэмоциональной реабилитации умственно отсталых пациентов.

В первой половине XIX в. были организованы первые благотворительные заведения для умственно отсталых детей в Абендберге (Швейцария), где в 1841 г. была основана первая школа для слабоумных, и в Германии, где в 1842 г. было сформировано особое отделение при Берлинском институте глухонемых. В каждом государстве складывались свои особенные традиционные формы помощи лицам с физическими и психическими нарушениями. Во Франции и Германии, в частности, даже в начале ХХ в. практиковалось размещение умственно отсталых детей после 16 лет в психиатрические лечебницы при отсутствии у них признаков буйного помешательства (практика изоляции). В этих учреждениях умственно отсталые пациенты находились на полном попечении у государства [3].

На царской Руси после введения основ христианства отношение рядовых жителей к лицам с ограниченными возможностями сводилось к простому кормлению нищих, калек и убогих, подношению им милостыни. В годы правления Святого князя Владимира начали появляться первые лечебницы, предназначенные для оказания элементарной медицинской помощи подобному контингенту. При большинстве монастырей обустраивались специальные помещения для калек и убогих в соответствии с Церковным уставом 996 г., которым в обязанности духовенства вменялись также надзор и обеспечение всех страждущих и нуждающихся. В это же время начинает формироваться прообраз учреждений медико-социальной экспертизы, в результате чего издается Указ о назначении инвалидам, получившим ранения в бою, а также вернувшимся из плена, денежного и продуктового обеспечения. Инвалиды, согласно положению этого Указа, делились на две категории — тяжело- и легкораненых.

Первая систематизация мероприятий в сфере общественного призрения произошла при императоре Петре I — появляется дифференциация нуждающихся по их потенциалу (трудоспособное население, профессиональные нищие, временно нетрудоспособные граждане и т. д.). В 1700 г. император издает приказ о создании во всех губерниях специальных богаделен для стариков и увечных, а также госпиталей для незаконнорожденных («зазорных») детей и сиротских домов. Продолжая дело, начатое Петром І, Екатерина II в 1775 г. приказывает организовать в 40 губерниях сеть специализированных учреждений, именуемых «Приказами общественного призрения», которым вменялось попечение народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, домов для умалишенных и др.

В конце XIX — начале XX в. в Российской империи вводится понятие «полной и частичной утраты трудоспособности», а в 1903 г. издаются «Правила для определения степени утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев», в которых выраженность утраты трудоспособности определялась в процентах. Было закреплено на законодательном уровне, что владельцы всех предприятий обязаны выделять средства на лечение пострадавшего и уплачивать ему денежное пособие во время лечения и пенсию в случае наступления инвалидности. Однако вознаграждение по этому закону могли получать лишь те работники, несчастные случаи с которыми не были вызваны грубой неосторожностью и невнимательностью со стороны самого пострадавшего.

Начиная с 1908 г. в России начинают организовываться врачебные консультационные бюро, которые явились прообразом современных экспертных учреждений, чья главная задача состояла в оценке трудоспособности больных с учетом характера заболевания или травмы. В состав подобного консультационного бюро входило от трех до пяти врачей, и размещались они на базе городских лечебниц. Настоящим пусковым механизмом для развития реабилитации как науки послужила Первая мировая война, причинившая вред здоровью десяткам тысяч людей. Начали стремительно развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия и травматология, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физкультура. В 1920-е гг. начинают появляться первые общества инвалидов. Так, в 1925 г. было организовано Всероссийское общество слепых (ВОС), а в 1926 г. — Всероссийское общество глухих (ВОГ), которые взяли на себя заботу и ответственность за трудовое устройство данной категории инвалидов. В 1933 г. начинают организовываться первые врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), которые явились прообразом нынешних медико-социальных экспертных комиссий [5].

К огромным потерям человеческих и трудовых ресурсов привела Вторая мировая война. В Советском Союзе в результате четырехлетнего периода ведения боевых действий появилась новая категория инвалидов — инвалиды Великой Отечественной войны. Особенностью данной группы было то, что в основном это были представители молодого и среднего возраста, которые, несмотря на тяжелые последствия ранений и травм, стремились во что бы то ни стало продолжать свою трудовую деятельность, поскольку необходимо было восстанавливать разрушенную войной страну. Великая Отечественная война и ее последствия послужили значительным стимулом к развитию медицинской, психологической, социальной, в том числе профессиональной, реабилитации. Сначала речь шла просто о «восстановительном лечении», однако впоследствии, с учетом необходимости восстановления не только здоровья, но и трудоспособности, социальной и психологической адаптации в обществе, на смену этому словосочетанию пришел новый медицинский термин — реабилитация [1].

Если в 1940-е гг. прошлого столетия политика со стороны государства относительно инвалидов заключалась в уходе за ними и предоставлении социальных льгот и гарантий, то начиная с 50-х гг. ХХ в. в Советском Союзе развивается концепция как можно более полной интеграции больных и инвалидов в общество. При этом основной упор делался на их профессиональном обучении и переобучении, получении ими дополнительных необходимых навыков и технических средств. В 1970-е гг. прошлого века в нынешнем Санкт-Петербурге (на тот момент Ленинграде) началось массовое поэтапное создание многопрофильных центров реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, последствиями травм конечностей и опорно-двигательного аппарата, нарушениями функций головного и спинного мозга, болезнями сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем. При этом происходило широкое внедрение комплексов восстановительного лечения в условиях стационаров и профилакториев, водолечебниц, санаториев, различных курортных учреждений.

В это же время все больше внимание вопросам реабилитации начинает уделяться со стороны Организации Объединенных Наций. Так, в 1975 г. на одной из Генеральных Ассамблей ООН была принята резолюция, которая призывала государства — члены ООН принимать все меры для укрепления веры людей с нарушенными возможностями в права человека, основные свободы и принципы мира, достоинства и ценности человека, принципы социальной справедливости. Генеральной Ассамблеей ООН была провозглашена «Декларация о правах людей с физическими или умственными недостатками», а все страны были призваны к соблюдению ее положений, являющихся эталонными в защите прав и свобод инвалидов [2].

На сегодняшний день реабилитация занимает все более полноценное место среди медицинских дисциплин, являясь для организаторов здравоохранения важной практической задачей. Все большее количество лечебных учреждений, признав необходимость и целесообразность проведения реабилитации, организовывает на своей базе реабилитационные койки и целые отделения в составе стационаров, открываются специализированные реабилитационные центры (неврологические, ортопедические, сердечно-сосудистые). Проведенные научные исследования показали, что благодаря грамотно организованной реабилитации появляется возможность вернуть к полноценной жизни до 50 % пациентов, а в масштабах государства гораздо более эффективным и экономически выгодным является именно реабилитация — как альтернатива пожизненного содержания инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями.

Язык статьи:
Действия с выбранными: