По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.9

История создания Кунсткамеры

Фролова Елена Владимировна врач-трансфузиолог, заведующая отделением переливания крови Кременской ЦРБ, lspk1973@mail.ru

На Васильевском острове в Санкт-Петербурге находится строгое здание, увенчанное башней. В этом здании находятся Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого и музей М. В. Ломоносова. Таково официальное название этого учреждения, более известного под названием Кунсткамера. Его строительство было начато в 1718 году и проходило под контролем самого императора. А началась история создания Кунсткамеры с покупки Петром I во время поездки в Голландию 937 анатомических препаратов. Фредерик Рюйш, знаменитый голландский ученый, был последователем Везалия, он в совершенстве владел методикой бальзамирования трупов и приготовления анатомических препаратов. Профессор Рюйш собирал их почти 50 лет, и существует предание, что русский царь долгих 20 лет уговаривал Рюйша продать эту уникальную коллекцию, состоящую из младенцев и их разных частей тела. В конце концов, Рюйш согласился продать коллекцию русскому императору, потому что верил, что так его собрание сохранится для потомков.

Литература:

1. Горелова Л. Е. Страницы жизни Петра Первого. Мифы и реальность. // Русский медицинский журнал. — 2003. — № 3.

2. Гусаков Н. И. Петр Первый и медицина. — Москва, 1994.

3. Мирский М. Б. Доктор Роберт Эрскин — первый российский архиатр // Отечественная история. — 1995. — № 2.

4. Нахапетов Б. Врачебные тайны дома Романовых. — М., 2008. — 345 с.

5. Слепкова Н. В. Материалы Кунсткамеры в коллекциях зоологического музея РАН: проблемы выявления // Вопросы музеологии. — 2014. — № 2. — С. 1–9.

Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), первый музей России, учрежденный императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.

«Кунсткамера» — в прошлом название различных исторических, художественных, естественнонаучных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI–XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Петр I по праву считается одной из самых одиозных личностей своего времени, великим реформатором, преобразования которого коснулись, в том числе, и сферы здравоохранения [1]. Именно ему принадлежала идея ведения метрических книг для учета рождаемости и смертности, своим приказом он открыл дома-приюты для брошенных детей и ввел систему наказания для родителей, посмевших бросить младенцев на произвол судьбы. Им были подписаны и изданы указы о санитарном надзоре за продуктами на рынках, о соблюдении чистоты на улицах столицы, за нарушение которой была предусмотрена система штрафов. Петр I и сам неплохо разбирался в медицине, в свое время прослушав курс лекций в стенах Лейденского университета. Живо интересовался он и хирургией, неоднократно присутствовал при проведении операций, владел искусством кровопускания [2].

Российский царь покупал за границей, не жалея средств, разные редкости. Заведовать первым музеем назначили Роберта Арескина, а надсмотрителем — Иоганна Шумахера. Врач Роберт Эрскин (Арескин) был настоящим любимцем Петра Первого [3]. Уроженец Шотландии, Эрскин прибыл в Россию в 1704 году и вначале был домашним лекарем князя Александра Меньшикова. В последствии, он был замечен самим Петром Первым и назначен на должность президента Аптекарского приказа. В 1716 году государь пожаловал ему звание архиатра. Много сделал Арескин для организации аптекарского дела, благодаря его участию в Санкт-Петербурге на острове, названном впоследствии Аптекарским, был заложен Ботанический сад, в котором выращивали многие лекарственные растения. До перемещения экспонатов в Санкт-Петербург Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Для Цитирования:
Фролова Елена Владимировна, История создания Кунсткамеры. Справочник врача общей практики. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: