Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), первый музей России, учрежденный императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.
«Кунсткамера» — в прошлом название различных исторических, художественных, естественнонаучных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI–XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».
Петр I по праву считается одной из самых одиозных личностей своего времени, великим реформатором, преобразования которого коснулись, в том числе, и сферы здравоохранения [1]. Именно ему принадлежала идея ведения метрических книг для учета рождаемости и смертности, своим приказом он открыл дома-приюты для брошенных детей и ввел систему наказания для родителей, посмевших бросить младенцев на произвол судьбы. Им были подписаны и изданы указы о санитарном надзоре за продуктами на рынках, о соблюдении чистоты на улицах столицы, за нарушение которой была предусмотрена система штрафов. Петр I и сам неплохо разбирался в медицине, в свое время прослушав курс лекций в стенах Лейденского университета. Живо интересовался он и хирургией, неоднократно присутствовал при проведении операций, владел искусством кровопускания [2].
Российский царь покупал за границей, не жалея средств, разные редкости. Заведовать первым музеем назначили Роберта Арескина, а надсмотрителем — Иоганна Шумахера. Врач Роберт Эрскин (Арескин) был настоящим любимцем Петра Первого [3]. Уроженец Шотландии, Эрскин прибыл в Россию в 1704 году и вначале был домашним лекарем князя Александра Меньшикова. В последствии, он был замечен самим Петром Первым и назначен на должность президента Аптекарского приказа. В 1716 году государь пожаловал ему звание архиатра. Много сделал Арескин для организации аптекарского дела, благодаря его участию в Санкт-Петербурге на острове, названном впоследствии Аптекарским, был заложен Ботанический сад, в котором выращивали многие лекарственные растения. До перемещения экспонатов в Санкт-Петербург Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.