Закон, согласно которому необходимо было обязательно извлечь ребёнка из чрева матери для захоронения, был издан в Древнем Риме ещё в VII веке до нашей эры. Это делалось вовсе не из медицинских соображений, а по настоянию церкви. Считалось, что в случае захоронения в чреве матери в младенца могут вселиться злые духи. В то время разрешалось проводить процедуру извлечения младенца только после смерти родильницы, и судя по сохранившимся данным, иногда даже удавалось извлечь младенцев живыми.
Согласно существующей версии, одно из первых кесаревых сечений было проведено в 1500 году швейцарским ветеринаром Якобом Нуфером, который специализировался на кастрации свиней (что позволяло ему владеть некоторыми хирургическими навыками). Когда его жена в течение нескольких дней не могла разрешиться от бремени, Якоб обратился к городским властям с просьбой разрешить ему сделать разрез и достать ребёнка. Операция прошла успешно, рождённый таким необычным образом мальчик благополучно дожил до 77 лет, а жена впоследствии родила ещё пятерых.
В ряде же исторических источников есть упоминание о том, что первое успешное кесарево сечение было проведено даже не в 1500-м, а в 1337 году в Праге, при этом была сохранена жизнь и матери — королеве Беатрисе-де-Бурбон, и новорождённому, которого нарекли Вацлавом (считается, что это был сводный брат будущего императора Священной Римской Империи Карла IV). Этот факт совсем недавно был открыт чешскими учёными, и в случае подтверждения его подлинности история кесарева сечения станет длиннее на полтора века [4].
Впоследствии развитие кесарева сечения было напрямую связано с успехами общей хирургии. Первые подтверждённые медицинскими документами операции по извлечению ребёнка из тела матери начал проводить придворный французский врач Амбруаз Паре. Сначала младенца извлекали из чрева уже умершей женщины, впоследствии начали проводить эту операцию на живых, но уже обречённых страдалицах во имя спасения хотя бы одной жизни. Из-за того, что в надежде на сократительную способность матки врачи не накладывали на неё швов, очень быстро начинался воспалительный процесс, приводящий к гибели женщины. Первое успешное достоверное кесарево сечение на живой женщине было произведено в 1610 году хирургом Траутманном (I. Trautmann) из Виттенберга. Ребёнок был извлечён живым, а мать умерла через 4 недели (считается, что причина смерти никак не была связана с операцией).
Новая эра в хирургической практике началась в 1846 году, когда дантистом Т. Мортоном был применён эфир при удалении опухоли на лице. Эта методика обезболивания достаточно быстро распространилась по Европе. В акушерстве метод также приобрёл достаточную популярность, особенно после того, как хлороформ был применён при родах у королевы Виктории при рождении двух её детей (сына Леопольда в 1853 году и дочери Беатрис четыре года спустя). Анестезия позволила хирургам получить дополнительное время для более точного и аккуратного проведения операции. Женщины же в результате оказывались избавленными от болевых ощущений во время операции и были менее восприимчивы к шоку, который на тот момент был одной из ведущих причин послеоперационной заболеваемости и смертности. Несмотря на очевидные успехи, смертность от операции продолжала оставаться высокой, и причиной тому было быстрое развитие инфекционного процесса. До признания микробной теории возникновения инфекционных заболеваний и появления современной микробиологии во второй половине 19 века, хирурги продолжали оперировать в своих уличных костюмах. И только в середине 1860-х английский хирург Джозеф Листер ввел метод антисептики с использованием карболовой кислоты. В дальнейшем были предложены и внедрены мероприятия по поддержанию микробиологической чистоты при проведении хирургических вмешательств, и акушерство не стало исключением. В конце девятнадцатого века антисептика и асептика позволили решить многие проблемы хирургической инфекции, в том числе и при проведении операции кесарева сечения.
В России первая операция кесарева сечения была проведена акушером Иоганном-Фридрихом Эразмусом в 1756 году, но она явилась, скорее, исключением из правил. В 1780-м году врач Д. Самойлович провёл защиту диссертации, в которой исследовались проблемы кесарева сечения. Всего за период с 1756 по 1780 год в России было проведено 12 известных истории операций кесарева сечения, при этом ни одна из женщин не выжила, выживаемость же новорождённых составила 50%. Стоит отметить, что и в России тогда не было принято накладывать швы на разрез на матке, поэтому выздоровление женщины с открытой внутренней раной могло сравниться разве что с чудом. Впоследствии было принято решение удалять матку сразу после извлечения младенца, и это несколько повысило выживаемость женщин, однако лишило их возможности иметь детей в дальнейшем. Однако вскоре от этой методики отказались, поскольку была разработана техника наложения швов на матку. Впервые на практике наложение швов на матку осуществил врач М. Саумлнгер из Лейпцига (Германия), это произошло в 1882 году. На тот момент им было предложено использовать для закрепления краёв ран серебряные проволочные швы.
Понадобилось несколько десятилетий для того, чтобы усовершенствовать технику операции кесарева сечения и методы проведения её обезболивания, изыскать новые шовные материалы и антибиотики для профилактики гнойно-септических осложнений, разработать технику адаптации новорождённых после их извлечения. И только после того, как анестезия, антисептика и асептика окончательно заняли своё место в хирургической практике, акушеры получили возможность сосредоточиться на совершенствовании именно техники выполнения кесарева сечения [1].
На современном этапе кесарево сечение проводят как в плановом, так и в экстренном порядке. К абсолютным показаниям для проведения кесарева сечения, в частности, относится наличие у женщины узкого таза, травмы таза или позвоночника в анамнезе, центральное предлежание плаценты, наличие двух и более рубцов на матке, тяжёлая сопутствующая патология.
Проведение операции кесарева сечения направлено не только на оптимизацию состояния женщины, но и её ребёнка. К показаниям к проведению данного оперативного вмешательства со стороны плода следует отнести:
• неправильное положение в матке —в частности, поперечное;
• наличие крупного плода, который по своим размерам прогнозировано не сможет «пройти» через родовые пути матери;
• тазовое предлежание плода, предполагаемая масса которого более 3700 г;
• неправильное вставление головки плода в костное кольцо таза матери во время родов;
• наступление беременности в результате применения репродуктивных технологий;
• ухудшение состояния плода накануне или во время родов, например, определяемая по изменению сердцебиения плода гипоксия.
На современном этапе в родильных домах частота кесарева сечения колеблется от 10 до 15% всех родов, а в ряде стран достигает 60–70%. Одно время акушер-гинекологи начали активно использовать данную методику, не всегда имея на то медицинские показания. В частности, к проведению кесарева сечения прибегали в случае наличия рубца матке — считалось, что если женщина один раз родила с использованием методики кесарева сечения, то все повторные разы также должны проводиться путём проведения оперативного вмешательства. Позже этот постулат был пересмотрен, и научное подтверждение получил тот факт, что проведение операции кесарева сечения в случае отсутствия аргументированных показаний к такому методу родоразрешения не является более предпочтительным ни для матери, ни для ребёнка [3]. Перед акушерами-гинекологами часто становится непростая задача выбрать возможность проведения данного метода родоразрешения в зависимости от конкретной ситуации, которая может быть как плановой, так и экстренной. Экстренное кесарево сечение производится в случае, когда возникают непредвиденные осложнения во время течения беременности и родов, и иногда для спасения жизни матери и ребёнка счёт может идти буквально на минуты. С учётом этого факта от акушер-гинекологов требуется не только высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и реальная способность принимать решения быстро и взвешенно.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов при написании статьи.
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest involved in preparation of the article.