По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

История одной картины: «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин русского художника В. Л. Боровиковского, а также с самим создателем этого произведения. Картина эта считается одним из самых известных портретов императрицы Екатерины II, а нам она интересна изображением второй главной героини — левретки по кличке Земира.

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1757– 1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Родился В. Л. Боровиковский в Миргороде в семье казака. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости Боровиковский учился иконописи под руководством отца. С 1774 года служил в казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью, пишет иконы для местных храмов.

В 1788 году Боровиковский поселился в Петербурге. Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, он приобретает славу известного портретиста. В 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. Художник тонко передает внутренний мир изображаемых им людей. В 1810-е годы облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера.

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Парадные портреты наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкости бархата, блеска золоченых и атласных одеяний, сияния драгоценных камней.

Но нас, конечно же, интересует в первую очередь написанная в 1794 году картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Этот портрет, в отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, не был ею заказан. Написать его художника уговорили его друзья, чтобы потом представить картину при дворе.

Хотя Боровиковский часто видел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры — в ее одежде позировала ее камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина. Надо сказать, что Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретен Третьяковской галереей.

Для Цитирования:
История одной картины: «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Гав-гав. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: