По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 669.15.26.74–196 DOI:10.33920/pro-2-2009-07

История литейного производства. Почему звучит прорезной колокол

Сидоров В.А. д-р технических наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецк, ул. Артема, д. 58, e-mail: sidorov_va@ukr.net
Ошовская Е.В. канд. техн. наук, доцент, Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецк, ул. Артема, д. 58

Статья посвящена истории литейного производства — отливки колоколов. Это искусство передавалось из поколения в поколение, были удачные варианты, но были и бракованные колокола. Авторы подробно проанализировали разнообразие колокольных изделий, материалы, технологии изготовления. Сложность технологического изготовления прорезных колоколов делает их уникальными, единичными изделиями, подтверждающими высокий уровень квалификации мастера. Потери звуковых свойств прорезных колоколов зависят от соотношения основных размеров, размеров прорезей и мест их расположения. Использование взаимодополняющих методов измерения механических и визуализации звуковых колебаний позволяет получить исходные данные для разработки математической модели звуковых колебаний колокола. Продолжение материала об искусстве изготовления и секретах производства пойдет в следующем номере журнала.

Литература:

1. Израилев, А.А. Ростовские колокола и звоны: (Чтение в Обществе любителей древней письменности 11 мая 1884 г.) / Священник Аристарх Израилев. — СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1884. — 24 с.

2. Пыляев, М.И. Исторические колокола. Старое житье. СПб., 1897. — С. 288–330.

3. Оловянишников, Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. — 2‑е доп. изд. — М.: Изд. Т‑ва П.И. Оловянишникова, 1912. — 435 с.

4. Гидулянов, П.В. Церковные колокола на службе магии и царизма (фактические материалы). Второе издание. — М.: Атеист. 1929. — 82 с.

5. Шишаков, В. Колокола на индустриализацию // Антирелигиозник. — 1930. — №2. — С. 19–22.

6. Захаров, Н.Н. Кремлевские колокола. Серия: Московский Кремль. — М.: Московский рабочий, 1969. — 28 с.

7. Лоханский, В.В. Русские колокольные звоны // Колокола. История и современность. — М.: 1985. — С. 18–27.

8. Ярешко, А.С. Колокольные звоны России. — М.: Глаголь, 1992. — 136 с.

9. Шашкина, Т.Б. Древнерусские колокола домонгольского времени // Колокола. История и современность 1990. №3, — С. 128–143.

10. Бондаренко, А.Ф. Московские колокола. XVII век. — М.: Русская панорама, 1998. — 256 с.

11. Тосин, С.Г. Колокола и звоны в России. — Новосибирск: Новониколаевск, 1998. — 334 с.

12. Смоленский, С.В. О колокольном звоне в России / Музыка колоколов. Сост.А. Б. Никаноров. — СПб.: РИИИ. — 1999. — С. 197–211.

13. Никаноров, А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. — СПб.: Государственный институт искусствознания, 2000. — 138 с.

14. Оловянишников, Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство / Под ред. А.Ф. Бондаренко. — М.: Русская панорама, 2003. — 520 с.

15. Шашкина, Т.Б. Модульный метод колокололитейного ремесла. Колокола: История и современность. — М., 1985. — 237 с.

16. Гусева, А.Н. Русский звон: колокола и колокольни / Манускрипт. — Тамбов: Грамота, 2019. — №7. — С. 158–162.

17. Пухначев, Ю.В. Загадки звучащего металла. — М.: Наука, 1974. — 127 с.

18. Шашкина, Т.Б. Звучащая бронза. Текст.: вопросы истории естествознании и техники; Сб. научн. тр. / Т.Б. Шашкина. — М.: Наука, 1985. — С. 51–61.

19. Хаазен, Й. Тайны колоколов // Музыка колоколов: Сб. исследований и материалов / Отв. ред. и сост. А.Б. Никаноров. — СПб.: РИИИ, 1999. — С. 113–117.

20. Православный колокольный звон. Теория и практика / Составители: Коновалов И.В., Завьялов Н.И. — М.: Триада плюс, 2002. — 192 с.

21. Коновалов, И.В. Колокольные профили. Эл. ресурс. URL: https:// www.rostmuseum.ru/upload/iblock/739/7393c5c04dc5950c8ffc6718047549b6.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

22. Общество церковных звонарей — о колоколах, звонарях и церковном звоне в России. — Эл. ресурс. URL: http://zvon.ru (дата обращения: 20.06.2020).

23. Благовещенская, Л.Д. Некоторые особенности специфики звучания и восприятия колокольного звона // Колокола: История и современность / Сост. Ю. В. Пухначев. — М.: Наука, 1993. — С. 29–37.

24. Рагс, Ю.Н. Методологические вопросы акустического анализа колокольных звонов / Музыка колоколов. Сост.А. Б. Никаноров. — СПб., 1999. — С. 118–125.

25. Нюнин, Б. Н., Ларюков, А. С., Юдин, С.И. Расчетно-экспериментальное исследование виброакустических характеристик старых русских колоколов / Музыка колоколов. Сост.А. Б. Никаноров. — СПб.: РИИИ, 1999. — С. 142–145.

26. Алдошина, И., Пучков, С. Компьютерные методы записи и акустического анализа колокольных звонов // Вопросы инструментоведения / Ред.‑сост. В. Свободов. — Вып. 4. — СПб.: РИИИ, 2000. — С. 163–164.

27. Звучание колокола и его основной тон. Иеродиакон Роман (Огрызков), руководитель Даниловского колокольного центра. Эл ресурс. URL: https://ortox.ru/news/zvuchanie-kolokola-i-ego-osnovnoy-ton (дата обращения: 20.06.2020).

28. Прорезной колокол: за и против. Опрос литейщиков // Церковный строитель. 2019. — № 38. — С. 19–20.

29. ГОСТ 8117–74. Межгосударственный стандарт. Колокола судовые. Технические условия. — М.: ИПК Издательство стандартов. — Дата введения 01.01.75.

30. Радин, П.В. Со своей колокольни: Сборник колокольных партитур. Эл. ресурс. URL: www.zavet.ru/a/post_1351508677. html (дата обращения: 20.06.2020).

Наиболее сложным изделием литейного производства является колокол. В этом технологическом изделии решается целый ряд инженерных задач: определение геометрических параметров профиля, формовка, расплавление и соединение компонентов колокольной бронзы, точное соблюдение технологии заливки и охлаждения и многое другое. Качество обеспечивается технологией изготовления — если все компоненты соблюдены, в результате получаем звучащий, мелодичный колокол.

Колокольный звон всегда был предметом исследований и особого интереса [1–14] — изучались методы получения профиля, состав колокольной бронзы, звучание и восприятие колокольного звона [15–25]. Количество публикаций по этой тематике велико. И все же звучание колоколов остается во многом неразгаданной загадкой [27], несмотря на моделирование звучания колоколов по методу конечных элементов, гармонический анализ, психоакустику и теорию музыки. Возрождение технологии изготовления прорезных колоколов усложнило эту загадку для мастеров [28–30].

Известным фактом в неразрушающем контроле является утверждение о том, что звук, издаваемый стальной деталью, содержащей дефект, — дребезжащий, более низкий и глухой по сравнению со звуком бездефектной детали, имеющей чистый, высокий звук. Поэтому вопрос: «Почему звучит прорезной колокол?» — стал актуальным и в прикладном аспекте. Первые наблюдения, являющиеся предварительными исследованиями к решению указанной задачи, представлены в данной статье в виде результатов виброакустического анализа звучания деталей и колоколов. Для проведения инженерного исследования в работе использовались звуковые анализаторы в виде прикладных программ Cool Edit 2000 и Sonic Visualiser, анализатор вибрации 795М с программным обеспечением ConSpect, несколько устаревших, но вполне эффективных инструментов.

Колокольные изделия отличаются по размерам, форме, назначению, способу извлечения звука (рис. 1, 2):

• колокольчики — имеют малые размеры, одинаковую толщину стенок, используются как сигнальные (поддужные, школьные и др.), реже как музыкальные;

Для Цитирования:
Сидоров В.А., Ошовская Е.В., История литейного производства. Почему звучит прорезной колокол. Главный механик. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: