Статья поступила 22.11.2016 г
Древнеримская культура имеет «пролог» в виде цивилизации этрусков — народа, создавшего на Апеннинском полуострове федерацию полисов в I тысячелетии до н. э. Римляне, ассимилировав этрусков, позаимствовали у них латинский алфавит, римские цифры, навыки строительного дела, гладиаторские бои, особенности религиозной обрядности и др.
Легендарной датой основания Рима считается 753 г. до н. э., древнеримская культура и искусство проходят следующие этапы развития: царский период (753–510 гг. до н. э.); период Республики (конец VI в. до н. э. — конец I в. до н. э.); период Империи (конец I в. до н. э. — конец V в.).
Самобытность Древнего Рима определяет высокий уровень развития политической культуры (именно здесь сформировалось римское право, утверждавшее равенство граждан перед законом), ораторского искусства, достижения военного дела, позволившие создать огромную империю, территории которой простирались от Британских островов до Северной Африки. Древний Рим можно считать цивилизацией открытого типа: в лоне римского государства несколько веков развивался грандиозный конгломерат народов и племен, что давало порой уникальные художественные результаты (фаюмский портрет как пример художественного феномена римской провинции). Римляне совершили колоссальный прорыв в области исторической науки, архитектуры, скульптуры, в произведениях которой впервые сумели передать внутренний мир личности.
Среди основных вопросов, решаемых в древнеримском искусстве, можно выделить следующие: Каковы механизмы художественной культуры, позволяющие осмыслить древнеримское искусство как целостность, а не разрозненный конгломерат художественных традиций? Какими характеристиками должно обладать древнеримское искусство, чтобы быть значимым для всех народов и племен, входивших в состав государства? Как технологические инновации в области строительного дела повлияли на формирование самобытного архитектурного языка, необыкновенного разнообразия типов зданий? Что необходимо было сделать древнеримским скульпторам, чтобы открыть в скульптурных портретах внутренний мир личности, добиться психологизации образов?