Современная история кадастра недвижимости и регистрации прав на нее или блуждания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от единой учетно-правовой системы регистрации прав к разделенным системам кадастра и регистрации прав, находящихся в ведении различных органов власти, министерств и ведомств и их воссоединение через более чем два десятилетия под присмотром одного ведомства
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым 1.07.1970, государственный кадастровый учет земель и земельных участков и регистрация прав на земельные участки с выдачей государственных актов на право постоянного (бессрочного) пользования и документов на временное пользование земельными участками осуществлялись единой землеустроительной службой России в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняющей межведомственные функции.
В связи с выделением в 1990 г. землеустроительной службы России из состава Минсельхоза РФ в самостоятельный на правах министерства государственный комитет по земельной реформе, впоследствии Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130 на Комитет и его территориальные органы была возложена организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочую связанную с ними недвижимость.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость была передана учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, созданным субъектами РФ, с координацией их деятельности Министерством юстиции Российской Федерации (введен в действие в январе 1998 г., завершение создания системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним к 1 января 2000 г.).