На оккупированных территориях Белоруссии, Украины, Прибалтийских республик и ряда западных районов РСФСР было полностью разрушено электроэнергетическое хозяйство. В конце 1941 г. установленная мощность электростанций значительно сократилась. Перебазирование промышленности в восточные районы страны, форсированное строительство в тылу новых промышленных объектов потребовали интенсивного развития энергосистем Урала, Северного Казахстана, Центральной Сибири и Средней Азии. Принятый Правительством СССР мобилизационный план предусматривал перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики. Был утвержден список ударных строек, в который, в частности, вошли электростанции, имевшие оборонное значение. Несмотря на тяжелейшие условия, уже в конце 1941 г. были пущены Безымянская ТЭЦ в Куйбышевской обл. и Рыбинская ГЭС.
В первые годы войны в ходе отступления советских войск оборудование многих энергообъектов срочно демонтировали и вывозили на восток, где оно монтировалось для обеспечения нужд эвакуированной оборонной промышленности.
Особенно сильный ущерб в первые годы войны несла энергосистема г. Ленинграда и Ленинградской обл.: часть электростанций была захвачена, другая отрезана от Ленинграда, были потеряны все загородные подстанции 35– 110 кВ, более 1 тыс. км высоковольтных линий 110–220 кВ. Среднесуточная выработка электроэнергии снизилась до 1,6 млн кВт∙ч., что было в семь раз меньше аналогичного довоенного показателя. В это же время началась подготовка к созданию линии электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград. Для этого нужно было восстановить поврежденные линии кабеля напряжением 10 кВ. Причем изготовить этот кабель можно было только в осажденном Ленинграде.
В конце июля 1942 г. Наркомат электростанций и обком Сталинградского ВКП (б) ввиду приближения противника к городу приняли решение об эвакуации всего оборудования, находящегося на Сталинградской ГРЭС. К 16 августа 1942 г. на Урал было отправлено три эшелона с энергооборудованием. Тем не менее задачу обеспечивать светом и теплом промышленность города никто не отменял. Несмотря на то что с первых дней августа Кировский район Сталинграда, где располагалась станция, регулярно бомбили, коллективу ГРЭС приходилось работать в условиях постоянных воздушных тревог.