Статья поступила 07.09.2020
* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2021. — №10.
Далее Маркарян, ссылаясь на третью фундаментальную работу Уайта «Понятие культурных систем», говорит о том, что её автор начал противоречить самому себе. Поскольку автор статьи не имеет возможность изучить данный труд Уайта, эту часть критики он отложит до лучших времен, в надежде вернуться к ней позднее, когда будет переведена на русский язык и издана книга «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций». Одна из задач данной работы, убедить научное сообщество в необходимости её публикации на русском языке.
«Вскрыв противоречивый характер культуры, присущие ей деструктивные начала, Уайт стал рассматривать ее в качестве совершенно независимой от воли человека, фатальной, неуправляемой силы, процессы развития которой по отношению к человеку играют ту же роль, что геологические и космические процессы. Подобное понимание культуры существенно снижает значение всех попыток Уайта создать специальную науку о ней. Если культура оказывается совершенно неуправляемой, неконтролируемой силой, то в чем должна заключаться роль культурологического знания? Лишь в том, чтобы констатировать подобный характер культуры? А ведь Уайт стремился доказать, что специальное исследование класса культурных явлений столь же важно для общества, как научное исследование объектов природы. Здесь выявляется основное противоречие в культурологической концепции Уайта: между в целом правильной оценкой места культурологии в системе современного научного знания и принципиально неверными выводами о природе и характере развития ее объекта» [9, с. 16]. Маркарян, обвиняя Уайта в фатализме, невольно впадает в волюнтаризм, утверждая, что люди способны управлять культурными процессами. И через 8 лет после написания своей работы, когда разрушалась социалистическая система, Маркарян наверняка в полном объёме смог в этом убедиться. Большинство людей, так активно проводивших марксистко-ленинскую философию, мгновенно переменили свои взгляды и убеждения под воздействием новой культурной среды. Также никому не нужны войны, террористические акты, иные разрушительные явления, но от чего они происходят?