По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2111-02

Историографический анализ критики концепции культуры Лесли Уайта в отечественной литературе*

Жигалов Александр Владимирович ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва» (Самарский университет), Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34, E-mail: fix19751@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5729-8790

В статье рассматривается анализ критики концептуальных разработок теории культуры Лесли Уайта в отечественной литературе. Автор, являясь последователем теории эволюционного развития процессов культуры, вступает в заочную полемику с известными деятелями гуманитарных наук, апеллируя к словам Уайта, а также на основе собственных наблюдений и выводов.

Литература:

1. Антология исследований культуры / Сост. Л.А. Мостова. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — Т. 1. — 728 с.

2. Уайт Л.А. Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии / Л.А. Уайт; пер. с англ. // Советская этнография. — 1932. — №3. — С. 54–86.

3. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт; пер. с англ. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 960 с.

4. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт; пер. с англ. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 1064 с.

5. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии / Ю.П. Аверкиева. — Москва: «Наука», 1979. — 288 с.

6. Артановский С.Н. Критика буржуазных теорий культуры и проблемы идеологической борьбы / С.Н. Артановский. — Ленинград: «На страже родины», 1981. — 82 с.

7. Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур / А.А. Белик. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. — 240 с.

8. Левин М.Г. История, эволюция, диффузия (по поводу одной дискуссии / М.Г. Левин. // Советская этнография. — 1947. — № 2. — С. 235–240.

9. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. — Москва: Издательство «Мысль», 1983. — 284 с.

10. Токарев С.А. История зарубежной этнографии / С.А. Токарев. — Москва: Высшая школа, 1978. — 352 с.

11. Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. — Москва: Академический проспект, 2002. — 492 с.

12. Рябова А.Л. Культурология Лесли Уайта в контексте американской культурантропологии [Электронный ресурс.] /А.Л. Рябова// disserCat — электронная библиотек диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/kulturologiya-lesli-uaita-v-kontekste-amerikanskoi-kulturantropologii (Дата обращения 05. 06. 2020).

13. Соколов Э.В. Проект культурологии Л. Уайта [Электронный ресурс.] / Э.В. Соколов // Образовательный портал знак качества. URL: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/proekt-kulturologii-l-uayta/ (Дата обращения 07. 06. 2020).

1. Antologiya issledovaniy kul'tury / Sost. L.A. Mostova. — Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1997. — T. 1. — 728 s.

2. Uayt L.A. Evolyutsiya kul'tury i amerikanskaya shkola istoricheskoy etnologii / L.A. Uayt; per. s angl. // Sovetskaya etnografiya. — 1932. — №3. — S. 54–86.

3. Uayt L. Izbrannoye: Nauka o kul'ture / L. Uayt; per. s angl. — Moskva: ROSSPEN, 2004. — 960 s.

4. Uayt L. Izbrannoye: Evolyutsiya kul'tury / L. Uayt; per. s angl. — Moskva: ROSSPEN, 2004. — 1064 s.

5. Averkiyeva Yu.P. Istoriya teoreticheskoy mysli v amerikanskoy etnografii / Yu.P. Averkiyeva. — Moskva: «Nauka», 1979. — 288 s.

6. Artanovskiy S.N. Kritika burzhuaznykh teoriy kul'tury i problemy ideologicheskoy bor'by / S.N. Artanovskiy. — Leningrad: «Na strazhe rodiny», 1981. — 82 s.

7. Belik A.A. Kul'turologiya: antropologicheskiye teorii kul'tur / A.A. Belik. — Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet, 2000. — 240 s.

8. Levin M.G. Istoriya, evolyutsiya, diffuziya (po povodu odnoy diskussii / M.G. Levin. // Sovetskaya etnografiya. — 1947. — № 2. — S. 235–240.

9. Markaryan E.S. Teoriya kul'tury i sovremennaya nauka / E.S. Markaryan. — Moskva: Izdatel'stvo «Mysl'», 1983. — 284 s.

10. Tokarev S.A. Istoriya zarubezhnoy etnografii / S.A. Tokarev. — Moskva: Vysshaya shkola, 1978. — 352 s.

11. Fliyer A.Yа. Kul'turologiya dlya kul'turologov / A.Yа. Fliyer. — Moskva: Akademicheskiy prospekt, 2002. — 492 s.

12. Ryabova A.L. Kul'turologiya Lesli Uayta v kontekste amerikanskoy kul'turantropologii [Elektronnyy resurs.] /A.L. Ryabova// disserCat — elektronnaya bibliotek dissertatsiy. URL: http://www.dissercat.com/content/kulturologiya-lesli-uaita-v-kontekste-amerikanskoi-kulturantropologii (Data obrashcheniya 05.06.2020).

13. Sokolov E.V. Proyekt kul'turologii L. Uayta [Elektronnyy resurs.] / E.V. Sokolov // Obrazovatel'nyy portal znak kachestva. URL: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/proekt-kulturologii-l-uayta/ (Data obrashcheniya 07.06.2020).

Статья поступила 07.09.2020

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2021. — №10.

Далее Маркарян, ссылаясь на третью фундаментальную работу Уайта «Понятие культурных систем», говорит о том, что её автор начал противоречить самому себе. Поскольку автор статьи не имеет возможность изучить данный труд Уайта, эту часть критики он отложит до лучших времен, в надежде вернуться к ней позднее, когда будет переведена на русский язык и издана книга «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций». Одна из задач данной работы, убедить научное сообщество в необходимости её публикации на русском языке.

«Вскрыв противоречивый характер культуры, присущие ей деструктивные начала, Уайт стал рассматривать ее в качестве совершенно независимой от воли человека, фатальной, неуправляемой силы, процессы развития которой по отношению к человеку играют ту же роль, что геологические и космические процессы. Подобное понимание культуры существенно снижает значение всех попыток Уайта создать специальную науку о ней. Если культура оказывается совершенно неуправляемой, неконтролируемой силой, то в чем должна заключаться роль культурологического знания? Лишь в том, чтобы констатировать подобный характер культуры? А ведь Уайт стремился доказать, что специальное исследование класса культурных явлений столь же важно для общества, как научное исследование объектов природы. Здесь выявляется основное противоречие в культурологической концепции Уайта: между в целом правильной оценкой места культурологии в системе современного научного знания и принципиально неверными выводами о природе и характере развития ее объекта» [9, с. 16]. Маркарян, обвиняя Уайта в фатализме, невольно впадает в волюнтаризм, утверждая, что люди способны управлять культурными процессами. И через 8 лет после написания своей работы, когда разрушалась социалистическая система, Маркарян наверняка в полном объёме смог в этом убедиться. Большинство людей, так активно проводивших марксистко-ленинскую философию, мгновенно переменили свои взгляды и убеждения под воздействием новой культурной среды. Также никому не нужны войны, террористические акты, иные разрушительные явления, но от чего они происходят?

Для Цитирования:
Жигалов Александр Владимирович, Историографический анализ критики концепции культуры Лесли Уайта в отечественной литературе*. Вопросы культурологии. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: