Дата поступления рукописи в редакцию: 10.06.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 11.07.2023.
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 06/10/2023.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 07/11/2023.
Для обзора эволюции взглядов на ранения органов брюшной полости нет необходимости осуществлять экскурс в древние времена, так как лечение огнестрельных ран живота как отдельной проблемы не существовало, поскольку хирургия ранений брюшной полости доантисептического периода была, в сущности, бессильна. Исторический обзор лечения огнестрельных ранений живота может быть начат с Крымской кампании 1853–1856 гг.
Цель: провести анализ ведущих историко-медицинских аспектов лечения огнестрельных ранений живота.
Методы: аналитический, статистический, историко-медицинский.
Основы организации хирургической помощи раненым были заложены Н.И. Пироговым, посвятившим отдельную главу ранам брюшной полости в «Началах общей военно-полевой хирургии». По его данным, летальность при проникающих ранениях живота достигала 80–92%, что расходилось с данными ряда авторов начала ХХ в., считавших этот процент заниженным, тем самым они подводили базу под консервативный метод лечения.
Для постановки диагноза Н.И. Пирогов рекомендовал руководствоваться тремя нижеследующими признаками:
1) выпадением внутренностей через рану,
2) явлениями нарушенного отправления того или иного органа,
3) наличием «сдавления и раздражения» (по современным понятиям — перитонита).
Отстаивал активную хирургическую тактику: вправление внутренностей после их промывания и в первую очередь те петли кишок вправлять, которые расположены ближе к ране; сальник, если он подвергся изменениям, — удалять; надо, не теряя надежды чаще накладывать кишечный шов, это тем более легко, если простреленная кишка выпадала из брюшной полости; если она прострелена в четырех и более местах — рекомендовалось вырезать эту часть кишки, а потом концы сшить.