По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304 DOI:10.33920/nik-02-2503-07

Исторический нарратив в репрезентации идентичности Крыма в новых крымских медиа после 2014 г.: ценностный аспект

Павленко Владимир Андреевич аспирант кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Российская федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, v4071900@gmail.com

В статье анализируются отдельные аспекты исторической идентичности Крыма, сопряженные с практикой репрезентации событий о прошлом в новых крымских медиа. Сделано предположение о нарративной природе исторической памяти. Использование нарратива в медиарепрезентациях истории переводит «события прошлого» в «медиасобытия», встраивая знание о прошлом в структуру исторической идентичности. Сделан акцент на ценности исторического образования для журналистов.

Литература:

1. Индриков А.А. История Европы в сообществах социальных сетей // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа : Материалы VII Международной научно-практической конференции (Минск, 15 февраля 2018 года). — Минск: Белорусский государственный университет, 2018. — С. 114–118.

2. Прасолова Е.В. К вопросу о нарративности мультимедийной истории как нового жанра интернет-СМИ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 11 (2). — C. 253–256.

3. Сергейчик Е.М. Историческая идентичность: территория и карта // Вестник СПбГУ. — Сер. 17. — Вып. 1. — 2016. — С. 63–71.

4. Суворова А.Ю. Новые медиа: к вопросу о категориально-понятийном аппарате // Культура и цивилизация. — 2017. — Том 7. — № 4А. — С. 735–745.

5. Сыров В.Н. Семейная память и историческая идентичность: можно ли считать их хорошими путями для определения идентичности // Tempus et Memoria. — 2023. — Т. 4. — № 1. — С. 6–14.

6. Шапинская Е.Н. История в цифровом формате: будущее нашего прошлого // Культура культуры. — 2020. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-v-tsifrovom-formate-buduschee-nashego-proshlogo (дата обращения: 08.05.2024).

7. Rüsen, J. Evidence and Meaning. A Theory of Historical Studies. Berghahn Books, 2017.

1. Indrikov A.A. History of Europe in Social Network Communities // International Journalism-2018: Global Challenges, Regional Partnership and Media: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference (Minsk, February 15, 2018). — Minsk: Belarusian State University, 2018. — P. 114–118.

2. Prasolova E.V. On the Narrativeness of Multimedia History as a New Genre of Internet Media // Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. — 2015. — No. 11(2). — P. 253–256.

3. Sergeychik E.M. Historical Identity: Territory and Map // Bulletin of St. Petersburg State University. — Ser. 17. — Issue. 1. — 2016. — P. 63–71.

4. Suvorova A.Yu. New Media: On the Issue of the Categorical-Conceptual Apparatus // Culture and Civilization. — 2017. — Vol. 7. — No. 4A. — P. 735–745.

5. Syrov V.N. Family Memory and Historical Identity: Can They Be Considered Good Ways to Define Identity // Tempus et Memoria. — 2023. — Vol. 4. — No. 1. — P. 6–14.

6. Shapinskaya E.N. History in Digital Format: The Future of Our Past // Culture of Culture. — 2020. — No. 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-v-tsifrovom-formate-buduschee-nashego-proshlogo (accessed: 08.05.2024).

7. Rüsen, J. Evidence and Meaning. A Theory of Historical Studies. Berghahn Books, 2017.

После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года и перехода полуострова в российское политическое и информационное пространство в крымских медиа начинается активный процесс осмысления событий прошлого с целью восстановления и репрезентации целостной картины истории Крыма и города Севастополь как важнейшей части общероссийской истории. В условиях нарастающих темпов развития современной цивилизации с постоянными инновациями, которые нередко обесценивают существующие смыслы, переосмысливают их и создают новые, все острее ощущается потребность в исторической памяти, упорядочивающей прошлое, подчиняющей его логике культуры и идеологии и отмечающей его наиболее важные события.

Историческая идентичность рассматривается нами как разновидность коллективной идентичности, которая формируется в процессе переживания человеком всеобщей истории как личной истории и судьбы. Всеобщая история становится личной в процессе «рассказа» о событиях прошлого, содержащего оценочную и символическую интерпретацию события, его истолкование с позиций настоящего.

В истолковании исторической идентичности можно оттолкнуться от размышлений Йорна Рюзена и Германа Люббе. По Рюзену, «историческая идентичность — это воплощение когерентно опосредованных различных идентификаций во временном пространстве» [7, p. 168–192]. Рюзен указывает, что, отвечая на вопрос «кто я есть?», аудитория связывает настоящее с прошлым. Поскольку идентичность предполагает не просто констатацию того, кто я есть в данный момент времени, но и указание на желательность и даже необходимость сохранения данной фиксации как более-менее устойчивой и непрерывной, то она строится на синтезе фактичности и нормативности. Обеспечивает этот синтез исторический нарратив. Более того, он же переводит личное, приватное в публичное: «исторические нарративы формирования идентичности обеспечивают темпоральное расширение горизонта нашего человеческого Я» за счет тех или иных форм связи с теми или иными историческими событиями, в которых сам индивид мог и не принимать участие в силу временной удаленности от них» [7, p. 168–192].

Для Цитирования:
Павленко Владимир Андреевич, Исторический нарратив в репрезентации идентичности Крыма в новых крымских медиа после 2014 г.: ценностный аспект. Ученый совет. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: