По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85; 17.022.1 DOI:10.33920/nik-01-2003-08

Историческая ретроспектива научной мысли в дискурсе здорового образа жизни: российское обозрение

Каунова Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Россия, 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33, E-mail: alen-@bk.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0324-7896

В данной статье анализируются некоторые концепции отечественных и зарубежных мыслителей в дискурсе здорового образа жизни. Несмотря на многочисленные объективные и субъективные слагаемые здоровья, образ жизни признается наиболее весомой и эффективной составляющей дефиниции здоровья.

Литература:

1. Алтынчурина Л.Р. Социально-философские обоснования понятий здоровье, факторы здоровья и здоровый образ жизни // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 10. — С. 91–102.

2. Белева В.В., Кочеткова Т.Н., Мурадян Н.Г. Особенности формирования здорового образа жизни // Система ценностей современного общества. — 2016. — № 50. — С. 199–203.

3. Дуткин А.Ф., Волков С.Ю., Герасимов Н.П. Понятие и основные элементы, определяющие здоровый образ жизни // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики. Материалы II международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 33–37.

4. Егель С.О. К вопросу о понятии — здоровый образ жизни // В мире научных открытий. — 2010. — № 4–14 (10). — С. 38–40.

5. Литвинова А.А. Формирование понятия здорового образа жизни граждан в Российской Федерации // Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и фактор формирования конкурентоспособной личности: материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.В. Пономарева. — 2015. — С. 98–103.

6. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентик, В.А. Полесский. — М.: Медицина, 2008. — 192 с.

7. Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2006. — № 5. — С. 128–133.

8. Паремузян Н.Г. Критерии эффективности здорового образа жизни // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. — 2016. — № 3. — С. 222–227.

9. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т.Г. Пестова. — Карачаевск, 2004. — 22 с.

10. Рыскулов А.Б. Здоровый образ жизни — проблема современности // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2016. — № 5. — С. 197–199.

11. Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2016. — Т. 6. — № 1. — С. 75.

12. Соломонова Л.В. Изменение общественного восприятия понятия «здоровый образ жизни» (конец XX — начало XXI века) // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях / Сборник статей международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 134–137.

13. Цынгунова Е.Т. Понятие и содержание категории «здоровый образ жизни»: культурологический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — № 6. — С. 232–238.

Статья поступила 23.02.2019

Сегодня, на этапе становления и развития новой России, все отчетливее и очевиднее осознается мысль, что любой из нас в значительной степени отвечает за состояние своего здоровья. Только понимая эту идею, человек может прийти к необходимости ведения здорового образа жизни. Здоровье каждого человека действительно находится во многом в его руках и зависит от него. Стремительное развитие научно-технического прогресса с его ужасающими издержками, ухудшение экологии приводят к тому, что человечество оказывается частью искусственно созданной биологической экосистемы, проживание в которой часто отрицательно отражается на состоянии здоровья как ребенка, так и взрослого человека.

В результате перед государственными органами власти явилась новая актуальная проблема — предупреждение отрицательного воздействия побочных явлений технократического гегемонизма, военных конфликтов, безалаберного преобразования природной среды на здоровье человека, разработка нового стандарта обучения, рост качества и требований образования, минимизация стрессовых ситуаций. Следует отметить, что еще Клавдий Гален, великий античный врач и мыслитель, писал, что Земля преобладает в «третьем состоянии», которое находится между болезнью и здоровьем [10, с. 197–199].

Все указанные проблемы требуют осознания и понимания того, как же сохранить здоровье населения, здоровье наших детей, как осуществлять подготовку различных специалистов социальной сферы, главным образом учителей и медиков, по оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на разных этапах и уровнях жизнедеятельности человека. Можно уверенно сказать, что приоритетным направлением государственной политики должна стать область сохранения здоровья людей и подрастающей группы общества в особенности.

Конечно, для того чтобы люди начали активно заниматься коррекцией собственного здоровьесберегающего поведения, требуется наличие соответствующих ценностных установок. К сожалению, в нашей стране ценность здоровья не является приоритетной. Это особенно наблюдается в подростковом и юношеском возрасте.

Для Цитирования:
Каунова Елена Викторовна, Историческая ретроспектива научной мысли в дискурсе здорового образа жизни: российское обозрение. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: