Стресс присутствует повсюду и является частью человеческой жизни. Пандемия COVID-19, которая длится уже почти три года, в той или иной степени затронула все стороны общественной, социальной и трудовой деятельности людей, заставила их испытывать стресс. В том числе это касается работников сферы образования, чья деятельность напрямую связана с постоянным взаимодействием с огромным количеством людей ежедневно. Это люди, которые и так или иначе испытывают постоянный стресс на работе. Пандемия только усугубила его.
Стресс на работе часто рассматривается как мотиватор, поскольку он может усилить чувство срочности и ответственности.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество исследований, которые свидетельствуют о том, что стресс связан с мотивацией и производительностью, причем эта связь может быть как позитивной, так и отрицательной. Так, при не слишком высоком уровне стресса на работе производительность может повышаться. Высокий же уровень стресса на работе снижает производительность. Зарубежные ученые (Anderson G. S., Di Nota P. M., Metz G.A. S., Andersen J. P. [5], Lin X.J., Zhang C.Y., Yang S., Hsu M. L., Cheng N., Chen J., Yu H. [6]) подтвердили в своих исследованиях, что взаимосвязь между стрессом и производительностью является двунаправленной.
Одни исследования свидетельствуют о том, что стресс не всегда вредит производительности. Согласно Lin, X. J. [6], Михайловой С.С., Семеновой Д.В. [4], стресс может снизить производительность, повысив при этом мотивацию.
Другие исследования (Korkmaz A.C., Ipekci N.N.) [1] обнаружили, что мотивация оказывает негативное влияние на стресс. Это связано с тем, что мотивация может быть вызвана отдельными внутренними или внешними факторами. Внутренняя мотивация может предотвратить стресс, тогда как внешняя мотивация его повы — шает.
При этом связь между внутренней и внешней мотивацией до сих пор четко не определена. Внутренняя мотивация всегда считалась независимой от внешней (Bowles S., PolaniaReyes S.) [1], но в последних исследованиях (Lemos M. S., Verissimo L., Бунчеева Е.А.) [1] доказано, что они не противоречат друг другу, а могут сосуществовать. В целом внутренняя и внешняя мотивация коррелируют между собой, хотя взаимосвязь между ними трудно объяснима.