По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.314.26:629.5.06

Исследование возможности применения статического преобразователя частоты и напряжения при питании судов иностранного производства с берега

Вольский А. Б. канд. техн. наук, доцент кафедры электрооборудования и автоматики судов, Морской институт Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, E-mail: koha73@yandex.ru
Новоселов К. А. ст. преподаватель кафедры электрооборудования и автоматики судов, Морской институт Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, E-mail: kirill-n1996@mail.ru
Синкевич В. В. ст. преподаватель кафедры электрооборудования и автоматики судов, Морской институт Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, E-mail: sinkevich71@mail.ru

Статические преобразователи, построенные на полупроводниковых элементах, обладают большим преимуществом по сравнению с электромашинными преобразователями, а, кроме того, в современных условиях становится необходимым разработка отечественных статистических преобразователей, которые возможно использовать в качестве стабилизированного источника переменного напряжения. Актуальность исследования обуславливается тем, что параметры береговых распределительных сетей российских портов не совпадают с параметрами судовых электрических сетей на судах иностранного производства, вследствие чего сопряжение с берегом производится через промежуточный преобразователь. Проведен расчет мощности судовой электростанции в стояночном режиме с использованием табличного метода, разработана схема подключения преобразователя к судовой сети. На основании проведенных расчетов, а также на основании входных и выходных параметров, назначения и необходимой мощности была выбрана определенная модель статического преобразователя частоты, изучена его конструкция, технические характеристики и способы управления. Проведен анализ схемы преобразования частоты для подтверждения практичности данного преобразователя, разработаны схемы подключения преобразователя и сопряжения судовой электростанции с электросетями России.

Литература:

1. Коптяев Е.Н., Евсеев Р.И., Балашевич В.М. Система электродвижения судов на базе матричного непосредственного преобразователя частоты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7, № 2. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/111TVN215.pdf (дата обращения: 23.05.2024). – DOI: 10.15862/111TVN215.

2. Григорьев А.В., Зайнуллин Р.Р., Малышев С.М. Перспективы применения статических источников электроэнергии на судах с системами электродвижения // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова. – 2020. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-primeneniya-staticheskih-istochnikov-elektroenergii-na-sudah-s-sistemami-elektrodvizheniya (дата обращения: 23.05.2024).

3. Применение преобразователя частоты в качестве источника питания судового электрооборудования / Н.Г. Романенко, С.В. Головко, К.Н. Сатенов, М.П. Жуманазаров // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. – 2016. – № 1. – С. 77–84. EDN VNTNWL.

4. Смыков Ю.Н. Оптимизация системы электроснабжения судна с берега // Россия молодая: сб.материалов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Кемерово, 16–19 апреля 2019 г. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, 2019. – С. 20141. EDN VHEXBG.

5. Использование береговых сетей для электроснабжения судов. – URL: https://driveka.ru/resheniya/1747. html (дата обращения: 23.05.2024).

6. Вольский А.Б., Новоселов К.А. Возможные пути адаптации судовой сети иностранных судов к питанию с берега в российских портах // Балтийский морской форум: материалы X Международного Балтийского морского форума: в 7 т., г. Калининград, 26 сентября – 01 октября 2022 г. Т. 2. – Калининград: Обособленное структурное подразделение «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет», 2022. – С. 114–121.

7. Рак А.Н. Особенности электроснабжения морских судов от береговых источников электрической энергии // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития. – 2021. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-elektrosnabzheniya-morskih-sudov-ot-beregovyhistochnikov-elektricheskoy-energii (дата обращения: 06.03.2024).

8. Смыков Ю.Н. Современные аспекты обеспечения надежности и качества электроэнергии при электроснабжении судна с берега // Эффективное и качественное снабжение и использование электроэнергии: сб. докладов IV Международной научно-практической конференции в рамках выставки «Энергосбережение. Отопление. Вентиляция. Водоснабжение», г. Екатеринбург, 26–28 мая 2015 г. – Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2015. – С. 215–217.

9. РМРС. Правила классификации и постройки морских судов, часть XI «Электрическое оборудование». – URL: https://rs-class.org/upload/iblock/592/592a71ac86ed683ea98c2f8717f1f057.pdf (дата обращения: 24.04.2024).

10. Умяров Д.В. Обеспечение электромагнитной совместимости электроприемников в энергетических системах судов с электродвижением на этапе проектирования // Интеллектуальная электротехника. – 2019. – № 3. – С. 36–48. DOI 10.46960/2658-6754_2019_3_36. EDN RQGWUI.

11. Кульманов В.И. Разработка и исследование микропроцессорной инверторной системы питания с генератором переменной частоты для воздушных судов: автореф. дисс. ... канд. техн. наук: 05.09.03. – М., 2017. – 20 с.

12. Судовые перспективные статические источники электроэнергии. – URL: https://morvesti.ru/ themes/1699/97685/ (дата обращения: 14.05.2024).

13. Статический преобразователь частоты и напряжения. – URL: http://lm-inverter.ru/ru/produkciya-irazrabotki/katalog/staticheskie-preobrazovateli-chastoty/spchn-250/ (дата обращения: 04.05.2024).

14. Преобразователи частоты. – URL: https://drives.ru/stati/chastotnye-preobrazovateli/ (дата обращения: 04.05.2024).

15. Смыков Ю.Н., Горелов С.В. Технические решения повышения энергоэффективности САЭЭС // Актуальные проблемы и перспективы развития системы отраслевого транспортного образования: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции, г. Казань, 21 июня 2023 г. – Казань: Казанский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2023. – С. 96–101.

16. Руди Д.Ю. Проблема качества электроэнергии судовых электроэнергетических систем // Омский научный вестник. – 2018. – № 3 (159). – С. 40–43. DOI 10.25206/1813-8225-2018-159-40-43.

В настоящее время электромашинные преобразователи из-за своих недостатков вытесняются статическими преобразователями, построенными на полупроводниковых элементах [1–3]. При этом в современных условиях рационально использовать разработки отечественных производителей.

В качестве объекта модернизации был выбран азимутальный буксир «Шторм», построенный в США в 1982 г. и имеющий европейский стандарт судовой сети (для однофазной сети напряжение составляет 110–127 В с частотой 60 Гц; для трехфазных сетей – напряжение 440–480 В при частоте 60 Гц). При питании с берега возникает проблема, связанная с разными стандартами частоты и напряжения [4–8].

Данный режим характеризуется тем, что участвует относительно небольшое количество потребителей электроэнергии (табл. 1). К ним относятся средства освещения, отопления, камбузное оборудование. Палубные механизмы и силовые установки не работают. К тому же на судне присутствует наибольшая часть экипажа, возможен профилактический ремонт и осмотр. Для питания потребителей в данном режиме пользуются электроснабжением с берега, тем самым экономится моторесурс основных генераторов судовой электростанции.

Pпотр. – потребляемая мощность потребителя, кВт.

Суммарная мощность определяется по формуле:

P сум = Pпотр. ∙ n, (1)

де n – количество потребителей данного названия.

Суммарная мощность всех потребителей данного режима, кВт:

∑P = 55. (2)

Активную мощность находим по формуле:

P = P сум ∙ K0 ∙ Kз , (3)

где K0 – коэффициент одновременной работы потребителей. Этот коэффициент характеризует одновременную работу одноименных потребителей в текущем режиме;

Kз – коэффициент загрузки потребителей. Он показывает процент загрузки работающего потребителя в данном режиме.

Реактивную мощность находим по формуле:

Q = P ∙ tanφ, (4)

где tanφ определяем по cosφ потребителя в данном режиме, cosφ – коэффициент мощности. Он отражает наличие в нагрузке реактивной составляющей мощности.

Для Цитирования:
Вольский А. Б., Новоселов К. А., Синкевич В. В., Исследование возможности применения статического преобразователя частоты и напряжения при питании судов иностранного производства с берега. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: