По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 361.372

Исследование влияния возраста машин на эксплуатационную надежность

И. Н. Кравченко д-р техн. наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева»
М. С. Овчинникова науч. сотр., федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», e-mail: ritik68rus@mail.ru

Проведен анализ машинно-тракторного парка (МТП). Построены графики изменения наработки от возраста машины. Приведены формулы изменения вероятности безотказной работы МТП в зависимости от возраста. Построен график изменения вероятности безотказной работы трактора МТЗ-82 в зависимости от возраста.

Литература:

1. Российская энциклопедия самоходной техники. Основы эксплуатации и ремонта самоходных машин и механизмов: Справочное и учебное пособие для специалистов отрасли «Самоходные машины и механизмы» / Под ред. В. А. Зорина. — М.: МАДИ (ТУ), 2001. — Т. 1. — 407 с.

2. Канарчук В. Е., Лудченко А. А., Курников И. П., Луйк И. А. Техническое обслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств: учебник: В трех кн. // Организация, планирование и управление. — К.: Выща шк., 1991. — Кн. 2. — 406 с.

3. Апатенко А. С. Анализ процессов и причины снижения интенсивности эксплуатации технологических машин // Вестник ФГОУ ВО МГАУ им. В. П. Горячкина. — 2013. — № 3. — С. 49–51.

4. Нышанбаева А. Б. Анализ влияния эксплуатационных условий на надежность автотранспортных средств / А. Б. Нышанбаева, М. А. Сыдыков, А. С. Жолбунова // Вестник КГУСТА. — 2015. — № 4 (40). — С. 62–65.

5. Кравченко И. Н. Автоматизированный контроль изменения технического состояния машин и оборудования / И. Н. Кравченко, М. Н. Ерофеев, Т. А. Чеха, М. С. Захарова // Строительные и дорожные машины. — 2016. — № 12. — С. 35–40.

Несмотря на то что в процессе службы и эксплуатации машины производятся замены деталей агрегатов и узлов, вес внеплановых ремонтов увеличивается с ростом срока эксплуатации. При ремонте техники индивидуальным методом удельный вес ремонтов выше, чем при других методах ТО и ремонта. Это прежде всего объясняется усталостными накоплениями в рамах и несущих конструкциях машин, которые без видимых причин чаще всего не подвергаются ремонту. Кроме того, из-за частого отказа техники и для сокращения времени простоя заменяются только неисправные детали и узлы, что приводит к цепной реакции отказов. Держатели техники, как правило, берегут старую технику, т. е. сознательно ограниченно используют технику или снижают нормы выработки. Поэтому техника используется не на 100 %, что приводит к увеличению времени производства работ и в конечном итоге — к потере денег [1, 2].

Хотя все машины имеют различные функциональные особенности, можно отметить, что машины с гидравлическим приводом к 8-му году службы имеют наработку на ремонт 280–300 маш.-ч. Тогда как машины с механическим приводом — около 400 маш.-ч.

При анализе эксплуатации машинно-тракторного парка можно отметить следующее.

Продолжительность эксплуатации трактора ДТ-75 составляет порядка пяти лет. Это связанно с недостаточной мощностью для производства сельскохозяйственных работ, т. е. за пять лет эксплуатации его наработка снижается, а затраты на ремонт и ТО возрастают настолько, что его дальнейшая эксплуатация становится нерентабельной. Развитие процесса происходит прогнозируемо, что существенно облегчает комплектацию и организацию парков техники. При этом использование техники различных возрастов по месяцам различно. Если новые машины в течение года используют равномерно в течение года независимо от природно-климатических условий и вида работ, то машины в возрасте 4–6 лет стараются использовать преимущественно в весеннелетний период. Изменение годовой наработки показано на рисунке 1.

У тракторов Т-130 срок эксплуатации составляет 7 лет. Причем на протяжении всего срока эксплуатации они имеют достаточно устойчивую наработку на одном уровне. Тракторы Т-130 имеют сложно прогнозируемую тенденцию к снижению наработки. Это связанно с надежностью конструкции самого трактора, но различного качества и надежности комплектующих, которые устанавливаются при ремонте. Отчасти неравномерность наработки определяется тем, что при отрицательных температурах стараются использовать более новую технику [3]. График изменения наработки в зависимости от срока службы показан на рисунке 2.

Для Цитирования:
И. Н. Кравченко, М. С. Овчинникова, Исследование влияния возраста машин на эксплуатационную надежность. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: