Актуальность исследования обусловлена тем, что на протяжении десятилетий вследствие антропогенных воздействий интенсивно снижаются количественные и качественные характеристики древесных ресурсов Дальнего Востока [1]. К основным негативным факторам, приводящим к деградации лесного фонда региона, относятся такие как: вырубка лесов, лесные пожары, промышленное и радиоактивное загрязнение, браконьерство с целью заготовки ценных и редких пород деревьев.
Промышленная заготовка древесины, способствующая вырубке лесов, является одним из факторов, контролируя который, мы имеем возможность сохранения лесного фонда. В настоящее время на лесопромышленных предприятиях Дальнего Востока используется лесозаготовительная техника, которая оказывает менее пагубное влияние на лесную среду. При этом проблема негативного воздействия современных высокотехнологичных и экологизированных систем лесозаготовительных машин (ЛЗМ) на лесную среду остается открытой [2–5]. В процессе освоения лесных массивов лесозаготовительная техника наносит ущерб природной среде по нескольким направлениям:
1. Повреждения стволовой части и корневой шейки подроста и деревьев, не подлежащих рубке.
2. Повреждения корневой системы.
3. Нарушение почвенного покрова в виде уплотнения или разрушения почвы с ухудшением режима питания корневых систем древостоя, эрозии и т. д.
4. Выброс выхлопных газов в атмосферу, попадание топлива и смазочных материалов в почву.
Современная лесозаготовительная техника не требует от человека большого физического потенциала. Напротив, данный вид техники требует высокой концентрации внимания, способности к принятию быстрых и адекватных решений при выполнении управленческих функций [6, 7]. Теоретическим и экспериментальным исследованиям прикладных вопросов функционирования системы «оператор машины — лесная среда» посвящено большое количество научных работ [8–10]. В качестве приоритетных задач в этих работах ставятся оценка влияния изменения временных характеристик в процессе управления машиной и технологическим оборудованием с учетом влияния различных факторов на производительность машины, а также их работоспособность и надежность технологических узлов и агрегатов.