По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.384

Исследование влияния размера частиц наполнителя на шероховатость обработанной поверхности при точении дисперсно-упрочненных композиционных материалов с матрицей из алюминиевого сплава и наполнителем из карбида кремния

Хариев И.Н. МГТУ им Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: ikhariev@gmail.com
Иванова Ю.С. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: yyulianius@gmail.com

В работе исследовано влияние размера армирующих частиц на шероховатость алюмоматричного композиционного материала после точения. Для вывода зависимости составлена теоретическая модель обрабатываемой поверхности. Приняты допущения. Найдено место разрушения заусенца, остающегося после выкрашивания частицы. Из места разрушения заусенца выражается высота профиля неровности, вносимая размером частиц наполнителя. Выведена формула для оценки влияния размера частиц наполнителя на шероховатость обработанной поверхности. По выведенной формуле построена зависимость на примере точения композиционного материала с матрицей из алюминиевого сплава АК12 и наполнителем из карбида кремния.

Литература:

1. Duralan USA — Machining guidelines // USA, 1995. — 6 с. URL: http://precorp.net/wp-content/uploads/2014/11/MMC. pdf (дата обращения: 12.03.2019).

2. Yoshinori Nishida Introduction to Metal Matrix Composites // In: National Institute of Advanced Industrial Science and Technology — Nagoya, Japan, 2013. — 201 с.

3. Курганова Ю.А. Перспективы развития металломатричных композиционных материалов промышленного назначения // М.: ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», 2012. — 256 с.

4. Venkatesan K., Ramanujam R., Joel J., Jeyapandiarajan P. and oll. Study of Cutting force and Surface Roughness in machining of Al alloy Hybrid Composite and Optimized using Response Surface Methodology// In: 12th global congress on manufacturing and management, GCMM — 2014. URL: http://sciencedirect.com/science/article/pii/S1877705814033657 (дата обращения: 12.03.2019).

5. Марочник стали и сплавов. URL: http://splav‑kharkov.com/mat_start. php?name_id=1375 (дата обращения: 12.03.2019).

6. Алексеева Ю. С., Калашников И. Е., Кобелева Л. И., Колмаков А. Г., Витязь П. А., Сенють В. Т., Хейфец М. Л. Получение центробежным литьем градиентных композиционных материалов из легких сплавов // В книге: Наукоемкие технологии на современном этапе развития машиностроения. Материалы VIII Международной научно‑технической конференции. — 2016. — С. 17–18.

7. Алексеева Ю. С., Калашников И. Е., Кобелева Л. И., Колмаков А. Г., Витязь П. А., Хейфец М. Л., Сенють В. Т. Получение методом центробежного литья градиентных композиционных материалов.

Одной из основных причин выхода из строя машин при нормальных условиях эксплуатации является износ функциональных поверхностей деталей машин вследствие концентраций напряжений в микронеровностях, а также паров жидкости окружающей среды, создающих в микронеровностях высокое давление, сдвигающее отдельные кристаллиты. Влияние вышеуказанных факторов на срок службы машины уменьшают улучшением шероховатости функциональных поверхностей.

Таким образом, шероховатость поверхности является одним из важнейших показателей качества деталей машин.

В настоящее время актуально заменять материалы деталей трущихся пар с бронз на композиционные материалы с матрицей из алюминия (Al) и наполнителем из карбида кремния (SiC) (далее АМКМ), преимущества которых перед традиционными материалами деталей трущихся пар (бронзы, чугуны) были доказаны в работах ученых Чернышовой Т. А., Кургановой Ю. А., Yoshinori Nishida (Япония) и др. на примерах применения в деталях машин, изготавливаемых такими машиностроительными предприятиями, как Lockheed Martin, Honda, Suzuki Motor и др.

Величина шероховатости трущихся поверхностей деталей машин (кольца подшипников, опорные шейки валов, поршневые втулки блока цилиндров, тормозные диски и т. п.) составляет Ra 0,63…1,6. Одним из методов достижения данных параметров является чистовое точение.

В работе [1] приводятся рекомендации компании DURALCAN (производителя МКМ, в т. ч. дисперсно-упрочненных АМКМ) для режимов механической обработки.

В работе [2] приведены примеры удачного применения алюмоматричных композиционных материалов в деталях машин типа тормозных дисков, роликов конвейера и направляющих втулок поршней блока цилиндров.

Курганова Ю. А. [3] обосновывает необходимость внедрения алюмоматричных композиционных материалов с целью повышения эксплуатационных характеристик деталей машин для удовлетворения новых повышенных требований к прочности, жесткости и износостойкости.

Venkatesan K., Ramanujam R., Joel J., Jeyapandiarajan P. и др. [4] привели значения сил резания по результатам проводимого эксперимента при точении алмазным резцом АМКМ, дисперсно-упрочненным карбидом кремния.

Для Цитирования:
Хариев И.Н., Иванова Ю.С., Исследование влияния размера частиц наполнителя на шероховатость обработанной поверхности при точении дисперсно-упрочненных композиционных материалов с матрицей из алюминиевого сплава и наполнителем из карбида кремния. Главный механик. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: