По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616. 089

Исследование употребления психоактивных веществ водителями транспортных средств

В. А. Куташов ФГОУ ВО «Воронежский государственный университет им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, кафедра психиатрии и неврологии. E-mail: kutach@mail.ru
Е. А. Щербак ФГОУ ВО «Воронежский государственный университет им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, кафедра психиатрии и неврологии. E-mail: kutach@mail.ru

Современная система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) реализует разрешительный механизм допуска к управлению транспортным средством (ТС) на основе одномоментной клинической оценки состояния водителя. Работая с признаками и остаточными явлениями опьянения, система осмотров оставляет без внимания нераспознанные психологические состояния употребления алкоголя, психоактивных веществ (ПАВ) [4; 6].

Литература:

1. Берлова И.С. Психологические особенности участников дорожного движения как фактор безопасности // Ученые записки Университета Лесгафта. — СПб., 2010. — № 2. — С. 32–36.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. — 336 с.

3. Лозовой В.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики / В.В. Лозовой, О.В. Кремлева, Т.В. Лозовая. — М.: АльянсПринт, 2011. — 448 с.

4. Наркология. Клиника. Диагностика. Лечение: Монография / В.А. Куташов, И.Е. Сахаров. — Воронеж: ВГМА, 2014. — 737 с.

5. Подгайный А.М., Шиенкова А.С. Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения // Общество и право. — 2015. — № 2 (52).

6. Применение классификационно-прогностического моделирования для выявления и анализа значимости индивидуальных факторов риска развития нервно-психических расстройств / А.В. Будневский [и др.] // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — М., 2016. — № 3. — С. 37–43.

7. Разводовский Ю.Е., Орехов С.Д. Скрининг распространенности алкогольных проблем с помощью теста AUDIT // Журнал ГрГМУ. — 2004. — № 4 (8). — С. 28–31.

8. Сосин И.К. Способ профессора И.К. Сосина экспертно-диагностической идентификации функционального состояния психофизиологической функции «глазомер» у спортсменов-футболистов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях // Сборник статей ІХ Международной научной конференции, 23–24 апреля 2013 года, БГТУ им. В.Г. Шухова. — Белгород, 2013. — 354 с.

9. Тест SAGE (Self Administrated Gerocognitive Exam) направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления. — http://dementcia.ru/diagnostika/test– na–dementsiyu–sage.

10. Crome I.B. Screening for illicit drug use in psychiatric hospitals: whose job is it? / I.B. Crome, T. Bloor, B. Thom // Adv. Psychiatr. Treatment. — 2006. — Vol. 12. — P. 375– 383.

В последнее время в Российской Федерации все возрастающее внимание уделяется созданию планомерной системы мер по борьбе с употреблением спиртных напитков водителями. Назрела необходимость внедрения современных превентивных технологий и эффективных программ с целью снижения ДТП и их последствий, выработки универсального механизма предупреждения участия в дорожном движении лиц в состоянии опьянения. С целью снижения риска вождения в состоянии алкогольного опьянения (АО) введены медицинские фильтры — осмотры, освидетельствование [1; 2; 4–6]. Но предпринимаемые меры не дали значимых результатов. Просматривается отсутствие целостной системы профилактической работы с основными участниками дорожного движения, водителями ТС и страдающими зависимостью от алкоголя и ПАВ.

Одним из направлений создания единой среды профилактики ДТП является использование целостного клинико-психологического подхода в рамках предрейсового осмотра водителей для диагностики раннего употребления алкоголя и других ПАВ [2; 6–9].

Цель исследования: оценка ситуации уровня потребления ПАВ у водителей ТС, выходящих в рейс, и исследование возможности использования клинико-психологического подхода для диагностики употребления алкоголя в рамках разработки системы экспресс-тестирования в рамках предрейсового осмотра водителей с целью профилактики ДТП.

Исследование проводилось на базе ПАТП № 3 г. Воронежа сотрудниками кафедры психиатрии и неврологии ИДПО «ВГМУ им. Н. Н. Бурденко». В исследовании участвовали 90 человек — водители ТС в возрасте от 37 до 70 лет.

Стаж работы водителей ТС составил от 5 до 45 лет, а на данном предприятии — от 2 месяцев до 25 лет. Для оценки статистической достоверности различий между изучаемыми признаками в разных группах водителей ТС использовался параметрический критерий Стьюдента [3].

1. Методика AUDIT (тест разработан рабочей группой ВОЗ для раннего выявления лиц группы риска и лиц, злоупотребляющих алкоголем) [7].

2. Методика ПАС (разработана П. П. Огурцовым, А. Б. Покровским, А. Е. Успенским).

Для Цитирования:
В. А. Куташов, Е. А. Щербак, Исследование употребления психоактивных веществ водителями транспортных средств. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: