Развитие аппаратной базы систем автоматизации и компьютерных технологий позволяет реализовывать новые возможности безаварийной эксплуатации не только отдельных видов оборудования или автономных объектов, но и сложных систем в целом, к которым можно отнести компрессорные станции (КС) магистральных газопроводов (МГ) ПАО «Газпром» [1–3]. АСУ КС призваны решать главные задачи транспорта газа — повышение надежности, долговечности работы МГ, энергетической эффективности и безопасности эксплуатации сложного и дорогостоящего технологического оборудования. Поэтому процессу совершенствования мониторинга КС и реализации автоматизированных систем контроля, управления и диагностики на основе компьютерной техники уделяется большое внимание [4–6].
Требования по оснащению системами мониторинга основного технологического оборудования КС содержатся во многих отраслевых нормативных документах [7–9]. Правила эти регламентируют осуществлять контроль работоспособности, надежности и безопасности оборудования КС с помощью технических и программных средств мониторинга. Они должны с требуемой достоверностью производить оценку технического состояния оборудования КС и прогнозировать его изменение не менее чем за период до следующих измерений. Установка систем мониторинга и прогнозирования должна обеспечиваться при новом строительстве и реновации, а также в процессе модернизации эксплуатируемых КС. Вводимые в эксплуатацию полнофункциональные системы должны обеспечивать работу с учетом реального фактического состояния каждого типа и конкретного образца диагностируемого оборудования.
В настоящее время в ПАО «Газпром» активно ведется модернизация систем автоматики электроприводных газоперекачивающих агрегатов (ЭГПА) [10–12]. В частности, на КС ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» старые релейные и аналоговые САУ ЭГПА типа Электра 2–2 и А-705–15 заменяются на современные микропроцессорные системы типа КРУГ-2000, САУ КАРАТ-М и др. Однако эти системы в основном позволяют реализовывать управление и контроль над процессами, происходящими в механической и технологической части ЭГПА и практически не позволяют анализировать режимы работы и определять техническое состояние приводного высоковольтного синхронного электродвигателя типа СТД-12500–2.