По данным Росавтодора, размер ежегодного ущерба, наносимого автомобильным дорогам России автотранспортом со сверхнормативными весом и осевыми нагрузками, составляет более 2 трлн руб. То есть доля грузовых автомобилей со средним удельным превышением весовых норм до 45 % составляет в транспортном потоке около 30 %. Важно отметить, что превышение допустимой нагрузки на одну ось автомобиля всего на 10–15 % ведет к сокращению межремонтного периода дорожного полотна в два раза. Если учесть, что затраты на развитие и ремонт автомобильных дорог в год составляют около 1 трлн руб., то становятся понятны причины насущной для всех дорожников проблемы [1]: разрушение покрытий дорог происходит гораздо быстрее, чем их строительство и ремонт. Следовательно, выявление нарушения весовых норм в автоматическом режиме на пунктах весового контроля позволит сохранить целостность дорожного покрытия, а путем импортозамещения некоторых составляющих данных пунктов контроля снизить их себестоимость.
Одними из основных составляющих элементов пунктов весового контроля являются весовые датчики Kistler производства Швейцарии, а также материал для фиксирования их в дорожном покрытии (далее материал «Заливка СН») (рис. 1).
В Россию материал «Заливка СН» поставляется в виде 3-компонентного состава, расфасованного в полиэтиленовую тару. Данные по техническим характеристикам и комплектации материала приведены в табл. 1 и 2 соответственно.
Анализ современного рынка показал, что в России производятся все необходимые компоненты для импортозамещения материала «Заливка СН» отечественными аналогами.
Для проведения исследования использовали эпоксидно-диановую смолу разных марок и отвердитель эпоксидных смол российского производства, а в качестве наполнителя полимерного связующего использовали карьерный песок. Для сравнения российского карьерного песка и наполнителя материала «Заливка СН» проведен их рентгенофазовый (рис. 2) и фракционный (рис. 3) анализы.
Из рис. 2 видно, что основные пики соответствуют рентгенограмме диоксида кремния (SiO2 ), а фазовый состав карьерного песка (рис. 2, кривая 2) полностью соответствует фазовому составу компонента С, наполнителя материала «Заливка СН» (рис. 2, кривая 1).