Прогнозирование — одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.
Одной из основных проблем анализа рынка как оперативного, так и стратегического, является исследование закономерностей будущего развития. Разработка маркетинговой стратегии требует обеспечения научно обоснованных предсказаний дальнейших перспектив развития рынка. Предприятие, которое осуществляет производство или продажу товаров, ориентируется на потребности рынка, т. е. в конечном счете, на вероятные изменения и тенденции будущего покупательского спроса. Существует постоянная потребность завоевания конкурентного преимущества, максимального использования собственного и заемного потенциала экономического развития предприятия развития, что невозможно без оценки собственных возможностей. Следовательно, целью анализа рынка и важнейшим критерием целесообразности инвестиций в производство товаров является прогноз спроса. Это важнейшее условие маркетингового успеха [1].
Необходимо выявить потенциальные возможности расширения продаж товаров, способных обеспечить максимальную прибыль на товарном рынке. Прогнозирование рынка может считаться необходимым элементом конкурентного анализа [2].
В ходе исследования были изучены конкуренты рынка контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), проанализированы основные конкурирующие группы товаров конкурентов в г. Смоленске и Смоленской области и выделены используемые организациями стратегии.
При проведении дальнейшего исследования были выделены основные критерии оценки конкурентоспособности в данном секторе рынка и проведена оценка указанных конкурентов по числовой шкале (табл. 2).
Где оценки по числовой шкале: 1 — худший; 2 — самый низкий; 3 — низкий; 4 — удовлетворительный; 5 — ниже среднего; 6 — средний; 7 — выше среднего; 8 — высокий; 9 — очень высокий; 10 — лучший.