Почва — это основной источник создания биологического ресурса для существования жизни на земле. Оценку качества почв проводят по основным устойчивым природным или агрономическим свойствам (бонитировка), а также по естественным ее свойствам, определяющим урожайность (бонитет). Бонитет почвы — это важный показатель плодородия, зависящий от качественного физико-химический состава микроэлементов, необходимых растениям для нормальной жизнедеятельности. Именно количественное состояние физико-химического состава почвы является важнейшим экологическим показателем, отличающим ее от других слагающих планету пород.
Плодородие как важнейший природный показатель качества почвы зависит от многих факторов, важным из них является состав и требуемое количество микроэлементов для нормального развития растений.
Загрязнение почв тяжелыми металлами — безусловно, актуальная проблема, так как почва — это базовая среда произрастания растений, являющихся продуктами питания для многих биологических организмов, в том числе и человека.
Почва становится основной средой, аккумулирующей весь набор поступающих из атмосферы и с водой тяжелых металлов. Основными источниками загрязнения почв и растений являются крупные города, другие поселения с выбросами их промышленных предприятий и отходов производства, ненормированное применение в сельскохозяйственном производстве различного рода пестицидов. Источниками загрязнения окружающего пространства считают не только автомобильный, но и все средства современного транспорта. Однако загрязнения от неуклонно растущего числа автомобильного транспорта более чем на порядок превосходят по количеству загрязняющих выбросов в атмосферу от всех других видов транспорта. В результате техногенных выбросов в атмосферу поступает значительное количество свинца, кадмия и цинка, которое постепенно аккумулируется в поверхностном слое почвы и растениях.
В атмосферу Омской области в 2016 г. выброшено из всех видов источников около 200 тыс. т (35,65 % от общего числа загрязнений) загрязняющих веществ от стационарных источников и 15 тыс. т (64,4 % от передвижных источников) от автотранспорта. В области широко развита транспортная инфраструктура. По территории региона проходит сеть магистральных нефте- и газопроводов, которые, в свою очередь, добавляют напряженность в экологию региона [1].