Почва — это основной источник создания биологического ресурса для существования жизни на земле. Оценку качества почв проводят по основным устойчивым природным или агрономическим свойствам (бонитировка), а также по естественным ее свойствам, определяющим урожайность (бонитет). Бонитет почвы — это важный показатель плодородия, зависящий от качественного физико-химический состава микроэлементов, необходимых растениям для нормальной жизнедеятельности. Именно количественное состояние физико-химического состава почвы является важнейшим экологическим показателем почвы, отличающим ее от других слагающих планету пород.
Плодородие как важнейший природный показатель качества почвы зависит от многих факторов, важным из них является состав и требуемое количество микроэлементов для нормального развития растений.
Загрязнение почв тяжелыми металлами является, безусловно, актуальной проблемой, так как почва — это базовая среда произрастания растений, являющихся продуктами питания для многих биологических организмов, в том числе и человека.
Почва становится основной средой, аккумулирующей весь набор поступающих из атмосферы и с водой тяжелых металлов. Основными источниками загрязнения почв и растений являются крупные города, другие поселения с выбросами их промышленных предприятий и отходов производства, ненормированное применение в сельскохозяйственном производстве различного рода пестицидов. Источниками загрязнения окружающего пространства считают не только автомобильный, но и все средства современного транспорта. Однако загрязнения от неуклонно растущего числа автомобильного транспорта более чем на порядок превосходят по количеству загрязняющих выбросов в атмосферу от всех других видов транспорта. В результате техногенных выбросов в атмосферу поступает значительное количество свинца, кадмия и цинка, которое постепенно аккумулируется в поверхностном слое почвы и растениях.
В атмосферу Омской области в 2016 г. выброшено из всех видов источников около 200 тыс. т (35,65% от общего числа загрязнений) загрязняющих веществ от стационарных источников и 15 тыс. т (64,4% от передвижных источников) от автотранспорта. В области широко развита транспортная инфраструктура. По территории региона проходит сеть магистральных нефте- и газопроводов, которые, в свою очередь, добавляют напряженность в экологию региона [1].