У большого числа эксплуатируемых ПАО «Газпром» объектов заканчивается или уже исчерпан установленный проектной документацией гарантийный срок безопасной эксплуатации, поэтому работы по определению технического состояния объекта и проведению экспертизы промышленной безопасной являются важными.
Диагностические работы с помощью методов, средств и технологий неразрушающего контроля и технического диагностирования позволяют определить техническое состояние объектов. Они должны быть неотъемлемой частью работ по экспертизе промышленной безопасности. При диагностировании определяются состояние защитного изоляционного покрытия на трубах, состояние металла труб и сварных соединений.
Опыт показывает, что при проведении экспертизы, в ряде случаев, недостаточно выявить опасные дефекты, в том числе трещины, необходимо установить причины возникновения и дать прогноз их развития для разработки обоснованных мероприятий по восстановлению работоспособности газопровода и его безопасной эксплуатации в дальнейшем.
С этой целью испытательной лабораторией АО НПЦ «МОЛНИЯ» были проведены комплексные, неразрушающие и разрушающие исследования основного металла и сварных соединений трубопроводов, при строительстве которых использовались трубы, изготовленные по ГОСТ 10705–80 с использованием стыковой сварки токами высокой частоты.
Исследовались газопроводы-отводы, транспортирующие природный газ, построенные с применением труб диаметром 159…219 мм. Газопроводы эксплуатировались при рабочем давлении от 2 до 7,4 МПа.
Для разрушающих исследований были вырезаны фрагменты труб диаметром 159 и 219 мм с толщиной стенки 5 и 7 мм, в которых методами неразрушающего контроля (НК) были обнаружены трещины, в том числе сквозные. Исследования проводились в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ 18895–97, ГОСТ 1497–84) с помощью современного испытательного оборудования.
Металлографический контроль структуры материала труб проводили на оптическом микроскопе NEOPHOT 21 при увеличениях от 100 до 1000 крат. В соответствии с требованиями ГОСТ исследовали нетравленую поверхность шлифов или после травления 4 %-ным спиртовым раствором азотной кислоты.