Лизинг обладает рядом финансовых и нефинансовых преимуществ по сравнению с традиционным кредитованием [1]. В настоящее время лизинг стал вторым по объему финансирования инструментом после банковского кредита. Это большой по объему рынок со своей спецификой и нюансами. Лизинговые компании, являющиеся лидерами в отрасли, работают на рынке более 10–15 лет и за это время сформировали свои подходы к формированию коммерческого предложения, оценке кредитоспособности лизингополучателя, выстраиванию партнерских отношений с поставщиками, страховыми компаниями. Накопленный опыт, в свою очередь, позволяет быстро заключить лизинговый договор и качественно его обслуживать.
Большинство обзоров по анализу рынка лизинга в России ориентировано на деятельность его непосредственных участников — лизинговые компании. На российском рынке в качестве предмета лизинга в основном выступают транспортные средства и оборудование. Доля лизинга остальных видов основных средств незначительна. Например, лизинг недвижимости России составляет всего около 2 % от общего объема.
На рис. 1 представлен рейтинг топ-20 лизинговых компаний России по объему лизингового портфеля. Из них первые 5 мест занимают компании с государственным участием, которые финансируют дорогостоящие виды транспорта: воздушный, водный, железнодорожный, пассажирский и т. д. Далее идут частные лизинговые компании, объем лизингового портфеля которых в разы меньше, чем у компаний с государственным участием. Эти компании в основном выделяют приоритетными направления финансирования автотранспорта (легкового, грузового и спецтехники) и оборудования. Стоит обратить внимание, что 8 компаний из топ-20 лизинговых компаний России созданы банками, две лизинговые компании созданы дилерскими центрами, четыре специализированные лизинговые компании, которые изначально были открыты с целью оказания услуг лизинга, и др. Рассмотрим основные виды лизингодателей России и особенности их функционирования.
Банковские лизинговые компании. Это те лизинговые компании, которые созданы непосредственно банками. Основные игроки на российском рынке: «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «ВЭБлизинг», «Альфа-Лизинг», «РЕСО-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «ЮниКредит лизинг» и др. Как известно, большинство компаний, в том числе и лизинговых, активно пользуются заемными средствами для наращивания объемов бизнеса и увеличения прибыли. С экономической точки зрения пользоваться только собственным капиталом нерентабельно. Для лизинговых компаний, созданных банками, кредитные средства дешевле, чем для других организаций. Поэтому одно из основных преимуществ банковского лизинга — это его дешевизна. Для остальных лизинговых компаний, которые также кредитуются в банках, кредитные средства дороже, поэтому им сложнее конкурировать с банковскими лизинговыми компаниями. Например, у АО «Лизинговая компания «Европлан» открыта кредитная линия в Сбербанке в размере 10 млрд руб. сроком на четыре года [6].