По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.032 DOI:10.33920/sel-10-2501-02

Исследование причин и способов снижения буксования колес трактора

Федоткин Р. С. канд. техн. наук, доцент, Е-mail: fedotkin@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева
Крючков В. А. канд. техн. наук, доцент, Е-mail: v.kryuchkov@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева
Дудин Д. М. ассистент, Е-mail: d.dudin@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева
Дегтярев Н. И. ассистент, Е-mail: n.degtyarev@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева

Буксование ведущих колес трактора является одной из основных причин снижения эффективности сельскохозяйственных работ, срыва плодородного слоя почвы и образования колеи. Избыточное буксование приводит к увеличению расхода топлива, снижению производительности, деградации почвы. В связи с этим разработка эффективных методов снижения буксования крайне необходима, особенно в условиях работы предприятий агропромышленного комплекса. В данной статье рассматриваются современные подходы к решению проблемы буксования.

Литература:

1. Оценка воздействий на почву трактора ВТ-150 с различными типами гусеничных движителей / В. Ю. Ревенко, Д. Г. Купрюнин, В. Д. Бейненсон и др. // Тракторы и сельхозмашины. — 2014. — № 9. — С. 30–33.

2. Способы повышения тягово-сцепных свойств тракторов (снижение уплотнения почвы и буксования, уменьшение расхода топлива, увеличение тяговой мощности путем сдваивания задних ведущих колес трактора) // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. — 2004. — № 1. — С. 64.

3. Бойков В. П. Улучшение курсовой устойчивости тракторов «Беларус» / В. П. Бойков, А. И. Бобровник, С. А. Дорохович // Наука и техника. — 2016. — Т. 15. — № 3. — С. 183–192.

4. Сравнение тяговых показателей и долговечности гусеничных движителей сельскохозяйственных тракторов / Н. А. Щельцын, В. Д. Бейненсон, Р. С. Федоткин и др. // Известия МГТУ МАМИ. — 2017. — № 4 (34). — С. 81–88.

5. Сравнение основных показателей гусеничных движителей с.-х. тракторов / Д. Г. Купрюнин, Н. А. Щельцын, В. Д. Бейненсон и др. // Тракторы и сельхозмашины. — 2013. — № 9. — С. 16–20.

6. Совин К. Г. Взаимодействие ДВС, КПП и ходовой части посредством обмена цифровыми данными в основном канале на примере трактора JOHN DEERE 7830 / К. Г. Совин, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 10. — С. 57–66. EDN YNHUJF.

7. Дудин Д. М. Разработка автоматизированной системы адаптации колесного движителя автомобилей и тракторов к почвенно-климатическим условиям / Д. М. Дудин // Сборник трудов, приуроченных к 76-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения В. П. Горячкина, Москва, 14–17 марта 2023 г. — М.: Мегаполис, 2023. — С. 20–23.

8. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2012. — № 7. — С. 34–39. EDN PNOQSD.

9. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: дис. ... канд. техн. наук. — М., 2008. — 155 с. EDN NQGOAF.

10. Стопалов С. Г. Создание резерва машин как способ повышения эффективности их использования / С. Г. Стопалов, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2013. — № 2. — С. 45–53. EDN PVJPDV.

11. Костомахин М. Н. Программный комплекс для дистанционного контроля узлов и агрегатов / М. Н. Костомахин, Е. В. Пестряков // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2022. — Т. 16. — № 4. — С. 19–25. DOI: 10.22314/2073-7599-2022-16-4-19-25. EDN CLKZMK.

Основной задачей, выполняемой сельскохозяйственным трактором, выступает реализация тягово-транспортных операций в полевых условиях. Трактор является основной движущей силой, которую используют на всех этапах сельскохозяйственного производства, от обработки почвы до транспортировки готовой сельскохозяйственной продукции.

Эффективность выполнения работы трактора зависит от тягово-сцепных свойств. Главной причиной снижения эффективности работы колесного трактора является буксование колес, возникающее из-за снижения коэффициента сцепления и, как следствие, приводящего к потере доли тяговых качеств. Буксование не только влияет на тягово-сцепные свойства трактора, но и повышает расход топлива [1].

Из-за буксования колес срывается плодородный слой почвы и образовывается колея, что не только приводит к наличию уплотненных участков и неравномерности их расположения, но и нарушает растительный покров, а также обменные процессы. Это в значительной степени влияет на плодородие почвы и ее репродуктивные свойства.

Своевременное принятие мер по снижению буксования позволяет сократить расходы на топливно-смазочные материалы и снизить пагубное техногенное воздействие на почву.

Методом исследования является анализ научных статей и публикаций в научных журналах, а также опыта отечественных и зарубежных производителей.

Существует несколько способов снижения буксования колес трактора.

Одним из них является использование сдвоенных колес с целью повышения тягово-сцепных свойств. При этом одновременно снижается буксование за счет увеличения площади пятна контакта движителя с почвой и повышения массы трактора. Однако это усложняет конструкцию ходовой системы и приводит к появлению трудоемкой операции сдваивания, демонтажа сдвоенных колес при ее обслуживании и подготовке трактора к сезонным работам. При этом необходимо учитывать, что возможность сдваивания колес должна быть прописана заводом в руководстве по эксплуатации. В противном случае при отсутствии заложенной заводом-изготовителем силовой готовности несущей системы к сдваиванию колес появляется риск перегрузки оси из-за чрезмерного изгибающего момента или неравномерности приложенной нагрузки при эксплуатации и, как следствие, перелома оси трактора [2].

Для Цитирования:
Федоткин Р. С., Крючков В. А., Дудин Д. М., Дегтярев Н. И., Исследование причин и способов снижения буксования колес трактора. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: