Российские законодатели продолжают активно дорабатывать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон о валютном регулировании). Целью данного пересмотра является прежде всего ужесточение контроля за репатриацией иностранной валюты и валюты Российской Федерации резидентами при внешнеэкономических операциях и усиление контроля со стороны Банка, когда резиденты осуществляют операции с иностранной валютой. Дополнительно предпринимаются шаги и по либерализации валютного регулирования.
Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] дополняет и уточняет статью 19 Федерального закона о валютном регулировании одной из краеугольных норм российского законодательства, посвященного борьбе с незаконным выводом капитала.
В таблице 1 приведены изменения статьи 19 Федерального закона о валютном регулировании.
Этот вариант статьи 19 Федерального закона о валютном регулировании [1] вступил в силу через десять дней после его официального опубликования — 14 апреля 2018 г. Соответственно, он применяется к тем кредитным договорам, которые были заключены или существенные условия которых были изменены после указанной даты.
Это новшество является логичным, поскольку до этого существовала довольно странная ситуация: с одной стороны, операции по предоставлению трансграничных займов контролировались агентами и органами валютного контроля и регулировались правилами об открытии паспортов сделок, а также регистрации договоров; с другой — обязанности по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации на резидента-кредитора российским валютным законодательством не накладывалось. Кроме того, данное положение Федерального закона о валютном регулировании дополнено новой редакцией абзаца первого части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространяющей ответственность за невыполнение обязательства по приему иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках, которую ранее несли резиденты, участвовавшие во внешнеторговой деятельности, а также нерезиденты, которые являлись сторонами трансграничных договоров займа.