По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Исследование нормативнo-правовых основ валютного контроля в Российской Федерации

Юрченко О. А. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, Российская таможенная академия, Е-mail: Ksantima@mail.ru

В статье приведены исследования, касающиеся последних изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле. Целью настоящей статьи является анализ характера и экономико-правовой направленности основных актуальных изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле. Выводы исследования могут быть использованы при анализе рисков, связанных с валютным контролем и административной ответственностью за валютные правонарушения при ведении внешнеэкономической деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный сайт информационно справочной системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

2. Федеральный закон от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. — 2018. — № 50.

3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. 16.12.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработанных на его основании актов Банка России, уточняющих объем и состав документов и информации, запрашиваемых уполномоченными банками при осуществлении платежей или переводов средств» // Официальный сайт информационно справочной системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 1459-р (с учетом изменений, внесенных 15 октября 2016 г.) «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности» // Официальный сайт информационно справочной системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2020).

5. Письмо ФНС РФ от 08.08.2006 № ШТ-6-09/777@ «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

6. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 № 48749).

Российские законодатели продолжают активно дорабатывать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон о валютном регулировании). Целью данного пересмотра является прежде всего ужесточение контроля за репатриацией иностранной валюты и валюты Российской Федерации резидентами при внешнеэкономических операциях и усиление контроля со стороны Банка, когда резиденты осуществляют операции с иностранной валютой. Дополнительно предпринимаются шаги и по либерализации валютного регулирования.

Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] дополняет и уточняет статью 19 Федерального закона о валютном регулировании одной из краеугольных норм российского законодательства, посвященного борьбе с незаконным выводом капитала.

В таблице 1 приведены изменения статьи 19 Федерального закона о валютном регулировании.

Этот вариант статьи 19 Федерального закона о валютном регулировании [1] вступил в силу через десять дней после его официального опубликования — 14 апреля 2018 г. Соответственно, он применяется к тем кредитным договорам, которые были заключены или существенные условия которых были изменены после указанной даты.

Это новшество является логичным, поскольку до этого существовала довольно странная ситуация: с одной стороны, операции по предоставлению трансграничных займов контролировались агентами и органами валютного контроля и регулировались правилами об открытии паспортов сделок, а также регистрации договоров; с другой — обязанности по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации на резидента-кредитора российским валютным законодательством не накладывалось. Кроме того, данное положение Федерального закона о валютном регулировании дополнено новой редакцией абзаца первого части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространяющей ответственность за невыполнение обязательства по приему иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках, которую ранее несли резиденты, участвовавшие во внешнеторговой деятельности, а также нерезиденты, которые являлись сторонами трансграничных договоров займа.

Для Цитирования:
Юрченко О. А., Исследование нормативнo-правовых основ валютного контроля в Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: