Проблема стресса занимает одно из ведущих мест в отечественной и зарубежной психологии. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А. Лазаруса было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми [1].
Это профессии социальной направленности: педагогические, медицинские, связанные со сферой услуг, управленческие и другие, все те, главной характеристикой которых является субъект-субъектное взаимодействие [2].
Медицинские работники являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и содержательно насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, их родственниками, коллегами) [5]. Медицинская сестра на современном этапе является одной из ключевых фигур в улучшении качества жизни больного — это активный участник профилактического, лечебно-диагностического и реабилитационного направления при оказании медицинской помощи, способный к самостоятельной работе в составе единой команды [4].
В профессиональной деятельности среднего медицинского персонала отмечается обязательность работы в строго установленном режиме, необходимость быстрого принятия решений, от которых зависит жизнь пациента, большая эмоциональная насыщенность, общение с больными, находящимися в состоянии страдания, боли, отчаяния, раздражения.
Каждодневно подвергаясь профессиональным стрессорам, специалистам сестринского дела необходимо уметь распознать стрессовые ситуации и их особенности, а также использовать внешние и личные внутренние ресурсы на преодоление стресса. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов.