По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.7-4 DOI:10.33920/sel-10-2201-06

Исследование характеристик пары «зеркало цилиндра — поршневое кольцо» двигателя внутреннего сгорания

Толкачев А. А. мл. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Чавдаров А. В. вед. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»

Проведены сравнительные исследования коэффициента трения и износа пары «зеркало цилиндра — поршневое кольцо» двигателя внутреннего сгорания при использовании керамических покрытий, полученных по технологии микродугового оксидирования (МДО). Практическими испытаниями показана эффективность использования технологии МДО для зеркала цилиндра для снижения коэффициента трения и уменьшения износа поршневого кольца. Сделан вывод о необходимости внедрения рассматриваемой технологии в серийное производство двигателей.

Литература:

1. Суминов И. В., Эпельфельд А. В., Людин В. Б., Крит Б. Л., Борисов А. М. Микродуговое оксидирование (теория, технология, оборудование). — М.: ЭКОМЕТ, 2005. — 368 с.

2. Бутусов И. А., Дударева Н. Ю. Исследование влияния микродугового оксидирования на износостойкость поршня ДВС. DOI 10.7463/0913.0606017.

3. Малышев В. Н., Вольхин А. М., Ган тимиров Б. М., Ким С. Л. Повышение антифрикционных свойств износостойкости МДО-покрытий // Химическая физика и мозоскопия. — 2013. — Т. 15. — № 2. — С. 285–291.

4. Чавдаров А. В., Скоропупов Д. И., Милованов Д. А., Артамонов С. Н. Иссле дование стойкости керамических покрытий при термоциклировании // Труды ГОСНИТИ. — 2015. — Т. 121. — С. 298–302.

Технологии нанесения покрытий и модифицирования поверхностных слоев используют композиции на основе металлов, керамик и полимеров и позволяют наносить практически любые твердые материалы, изменять структуру и состав поверхностного слоя конструкционных материалов.

В настоящее время блоки цилиндров изготавливают из чугуна, сплавов алюминия и магния. Последние не получили широкого применения из-за высокой стоимости. Чугунные и многие алюминиевые блоки, как правило, оснащаются гильзами из различных материалов. Этот элемент является самой нагруженной частью двигателя, и даже небольшой износ рабочей поверхности гильзы приводит к значительным потерям как мощности двигателя, так и работоспособности всего агрегата.

Основной целью настоящей работы является исследование технологии создания износостойкого покрытия с низким коэффициентом трения.

В качестве образцов для исследований были взяты фрагмент зеркала гильзы цилиндра, верхнее поршневое кольцо и образец с керамическим покрытием, полученным по технологии МДО.

Испытания проводились на трибометре TRB-S-DE по схеме «образец — палец» с возвратно-поступательным движением в присутствии смазочных материалов (масло 5W-40).

Для испытаний на износ были выбраны следующие параметры исходя из возможностей существующего оборудования:

- движение контртела возвратно-поступательное;

- амплитуда колебаний 20 мм;

- скорость колебаний 0,25 м/с;

- нормальное давление 10 Н;

- общий путь движения контртела 2000 м.

Образцы с керамическим МДОпокрытием имеют цилиндрическую форму. Поэтому на первом этапе была выполнена приработка поверхности контробразца (фрагмента поршневого кольца) с не обработанной МДО-поверхностью испытываемого образца. Присутствие верхнего шероховатого слоя на образце ускорило процесс приработки. Результаты представлены на рисунке 1.

Исходная шероховатость поверхности обоих образцов более 1,5 мкм, и поэтому коэффициент трения при установившемся режиме имеет значение 0,332, что на порядок превосходит все данные из литературных источников. Также это значение коэффициента трения можно объяснить присутствием на поверхности трения макрочастиц из муллитного слоя, которые в начальный период «выкрашиваются» из керамического МДО-покрытия и присутствуют в зоне контакта. В начальный период на протяжении 150–200 с происходил контакт по макронеровностям, затем процесс стабилизировался.

Для Цитирования:
Толкачев А. А., Чавдаров А. В., Исследование характеристик пары «зеркало цилиндра — поршневое кольцо» двигателя внутреннего сгорания. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: