По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.424.001

Исследование и оценка влияния режимов нагрузки дизелей тепловозов на уровни шума в кабине машиниста

А. К. Белоглазов канд. техн. наук, доцент кафедры «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
В. Ф. Тарута канд. техн. наук, доцент кафедры «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Ю. Н. Хмельницкий канд. техн. наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35, e-mail: HmelnitskiyUN@omgups.ru
А. В. Чулков канд. техн. наук, доцент кафедры «Локомотивы», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

В статье отмечены основные причины, влияющие на утомляемость локомотивных бригад при ведении поезда. Одной из причин является шум, возникающий от взаимодействия тепловоза с верхним строением пути, от работы дизельгенераторной установки и вспомогательного оборудования. Приведены результаты экспериментальных исследований уровней шума и звукового давления в кабине машиниста в зависимости от позиций контроллера машиниста.

Литература:

1. Региональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов / Е. В. Горчаков, И. П. Исаев [и др.]; под ред. С. И. Осипова. – М.: Транспорт, 1984. – 280 с.

2. Цыкарев Ю. Б. Реостатные испытания и условия труда // Электрическая и тепловозная тяга. – 1985. – С. 18–20.

3. Исследование эффективности шумоизоляции кабины машиниста тепловоза 2ТЭ116 / А. А. Елгин, В. А. Курило и др. // Исследование надежности и экономичности дизельного подвижного состава. – Омск, 1979. – С. 46–48.

Значительный рост скоростей и интенсивности движения поездов является одной из основных причин увеличения шума подвижного состава. Опыт эксплуатации тепловозов показывает, что утомляемость локомотивных бригад сопряжена с неослабеваемым нервным напряжением. Утомляемость от непрерывного длительного и сосредоточенного внимания при ведении поезда усиливается также шумом и вибрацией от работающих агрегатов и экипажной части локомотивов.

Установлено, что в результате комплексного воздействия шума и вибрации у членов локомотивной бригады резко ослабляется внимание, замедляется реакция, снижается чувствительность зрения, нарушаются цветоощущение и разборчивость речи при дублировании сигналов.

При движении поезда следует различать два основных источника шума и вибрации, возникающих в результате качения колес по рельсам и работы дизеля и вспомогательных агрегатов тепловоза [1].

Воздушный и структурный шумы, возникающие при движении тепловоза, зависят от состояния верхнего строения пути и скоростей движения.

Уровень шума, создаваемый дизелем и вспомогательными агрегатами, зависит от режима работы дизель-генераторной установки (ДГУ), в частности от реализуемой мощности, частоты вращения коленчатого вала дизеля, числа цилиндров и работы турбокомпрессора [2, 3]. Режим нагрузки дизеля оценивается позицией контроллера машиниста (рис. 1). В таблице приведены уровни шума на позициях контроллера машиниста тепловоза 2М62.

По данным таблицы построены зависимости уровня шума от позиции контроллера (Пк). Спектрограмма шума в кабине машиниста представлена на рис. 2.

Из спектрограммы и уровня шума видно, что уровни шума в кабине машиниста не превышают нормы.

Для оценки уровня шума от дизелей и вспомогательных агрегатов на тепловозах 2М62 проводились опытные поездки с регистрацией времени работы ДГУ, положения рукоятки контроллера. Одновременно измерялся уровень звука в дБ, а на рабочих местах машиниста и помощника в кабине тепловоза – импульсным шумомером 00014 фирмы RFT.

Для Цитирования:
А. К. Белоглазов, В. Ф. Тарута, Ю. Н. Хмельницкий, А. В. Чулков, Исследование и оценка влияния режимов нагрузки дизелей тепловозов на уровни шума в кабине машиниста. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: