По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.876.11

Исследование акустических шумов в двигателях главного привода лифтов

Афонин В. И. канд. техн. наук, доцент, Владимирский государственный университет, г. Владимир
Андрианов Д. П. канд. техн. наук, Владимирский государственный университет, г. Владимир
Бадалян Н. П. д-р техн. наук, профессор, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Целью мероприятий по борьбе с шумом являются формирование рабочей среды с пониженным уровнем вибраций и снижение вибрации узлов и деталей электрической машины. Показано, что интенсивность излучения воздушного шума пропорциональна объему машины и обратно пропорциональна длине волны звука, и она тем меньше, чем ниже порядок гармоники колебаний.

Литература:

1. Шубов И.Г. Шум и вибрация электрических машин. – Л.: Энергия, 1973. – 200 с.

2. Лазароиу Д.Ф., Бикир Н. Шум электрических машин и трансформаторов. – М.: Энергия, 1973. – 271 с.

3. Геллер Б., Гамата В. Высшие гармоники в асинхронных машинах. –М.: Энергия, 1981. – 352 с.

4. Verma S.P., Girgis R.S. Experimental verification of resonant frequencies and vibration behavior of stators of electrical machines. Part I. Models, experimental procedure and apparatus. – IEE Proc. – 1981. – N 1. – Р. 12–21.

5. Астахов Н.В., Малышев В.С., Медведев В.Т., Полухин В.Ф. Расчет магнитных вибраций асинхронных двигателей. – М.: МЭИ, 1985. – 96 с.

6. Афонин В.И. Виброшумоактивность двигателей привода лифтов. – Электротехника. – 2005. – № 5. – С. 28–32.

7. Афонин В.И. Шумы электродвигателей привода лифтов. – Владимир: ВООО ВОИ, 2007. – 94 с.

8. АКУСТИКА. Определение уровней звуковой мощности источников шума. Точные методы для заглушенных и полузаглушенных камер. ИСО 3745. – М.: Изд-во стандартов, 1982. – 36 с.

9. Янг С., Эллисон А. Измерение шума машин. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 144 с.

10. Афонин В.И., Андрианов Д.П., Бадалян Д.П. Исследование влияния конструктивных факторов на шумы электродвигателей для привода лифтов // Вестник национального политехнического университета Армении. Электротехника, энергетика. – Ереван, 2018. – С. 58–68.

Шумы в электрических машинах вызываются различными источниками и могут быть разделены на магнитные и механические [1–3]. Элементы конструкции двигателей для привода лифтов: внутренние ребра, вентиляционные отверстия в корпусе и подшипниковых щитах оказывают влияние как на уровень шума двигателей, так и на порядок собственных частот магнитных вибраций. Резонанс возникает:

• при близости частоты возбуждения элемента конструкции к собственной частоте вибрации сердечника статора;

• если распределение силы колебаний волн вдоль расточки статора соответствует собственной форме вибрации.

Магнитные шумы определяются изменением магнитных сил между отдельными частями машины. Они зависят от соотношения чисел пазов, от размеров и формы конструктивных элементов машины [4–6]. Магнитные силы, сформированные зубцами статора и ротора, могут войти в резонанс с низкими собственными частотами ротора и деформировать пакет статора (рис. 1).

Изменения магнитных сил вызывают изгибные колебания корпуса двигателя и являются причинами возникновения магнитных вибраций и шумов. Магнитные шумы имеют тональный характер и характерны для многополюсных машин. Шумы вызываются радиальными силами от высших гармоник тока ротора, совпадают по порядку и частоте с волнами, обусловленными двухсторонней зубчатостью статора и ротора. Определяющей в создании шума является вибрация сердечника статора, которая зависит от периода пространственной волны. С ростом порядка волны вибрации существенно снижаются. Наибольшая деформация сердечника статора возникает, если круговая частота близка к собственной частоте колебаний статора (резонанс).

Для ослабления резонансных явлений при конструировании необходимо учитывать частоты собственных колебаний сердечника статора и силового поля в воздушном зазоре.

Исследование влияния резонансных частот на шумы асинхронных машин [4] показало, что представление статора в виде тонкого кольца дает значительное расхождение с экспериментом. Испытаниям подвергались лифтовые двухскоростные двигатели габаритов 160, 180, 200 мм и односкоростные двигатели габаритов 132, 160, 180 мм.

Для Цитирования:
Афонин В. И., Андрианов Д. П., Бадалян Н. П., Исследование акустических шумов в двигателях главного привода лифтов. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: