В самом начале распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации министр науки и высшего образования В.Н. Фальков провёл совещание с ректорами ведущих вузов, на котором было принято решение о коллективной аналитической и экспертной работе по оценке и мониторингу ситуации, в которой оказалась система высшего образования. Инициатива министра и ректоров переросла в исследование, в которое на разных этапах включились экспертные команды тринадцати университетов. Первые результаты этого исследования представлены в докладе «Уроки “стресс-теста”: вузы в условиях пандемии и после неё».
Цель доклада — извлечь уроки из опыта экстремального режима работы всей системы высшего образования в период пандемии для её адаптации в период частичного сохранения санитарных ограничений и дальнейшего развития.
В докладе представлен анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии (начало марта 2020 г.), действий вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки. На основании этого анализа сформулированы уроки, которые система высшего образования может извлечь из этой экстраординарной ситуации. Рабочей группой определены идеи перспективных направлений развития системы высшего образования для усиления её вклада в достижение национальных целей развития. Эти идеи предполагается развернуть в следующем докладе, который будет представлен к осени 2020 г.
В заседании Общественного совета принял участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков:
— Когда началась пандемия, мы сначала не знали, что делать, и нередко действовали по наитию, но именно в тот момент вместе с университетами министерство договорилось, что нужно одновременно попытаться посмотреть на себя со стороны и проанализировать каждое решение, которое мы принимаем относительно всей системы высшего образования и науки.
Хочу выразить особую благодарность представителям вузовских команд, ректорам университетов, которые откликнулись на предложение организоваться и постараться в достаточно короткие сроки подготовить аналитический доклад. В результате очень большой обстоятельной работы коллеги из ведущих российских университетов, используя в основном онлайн-форматы, на протяжении апреля, мая, июня постоянно собирались для обсуждения текущих проблем. Сегодня мы с вами видим первый очень хороший продукт — аналитический доклад «Уроки стресстеста: вузы во время пандемии и после неё». Принципиально важно отметить, что этот доклад очень хорошо структурирован. Многие вещи для меня стали новыми, до этого они не звучали из уст коллег, и хорошо, что они здесь подмечены. Также в нём очень подробно проанализировано поведение студентов, работников, вузовских команд, состояние инфраструктуры, и, наконец, отдельное спасибо за то, что авторам этого доклада удалось посмотреть на себя со стороны, взять такой глобальный контекст и ответить на вопрос: как мы смотрелись в этих условиях пандемии в сравнении с другими образовательными системами.