По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Используем все возможности

Капранова Е. Я. финансовый директор, компания «Негоциант»

Специалист объясняет, в каких валютах и каким образом в настоящее время удобнее рассчитываться с нерезидентами при осуществлении внешнеэкономических сделок, и представляет обзор изменений валютного законодательства, которые участникам ВЭД рекомендуется применять на практике.

Расскажу, как на практике использовать изменения валютного законодательства, которые в большом количестве появлялись в последнее время. Сегодня у всех возникают проблемы с проведением расчетов с иностранными контрагентами. Их можно скомпоновать по группам. Первый самый легкий вариант — контрагент и его банк готовы работать с российским контрагентом или российским банком, но нет возможности прохождения платежей в тех валютах, от которых мы сейчас активно уходим, — доллар, евро и другие «токсичные» валюты. В этом случае нужно подобрать «нетоксичную» валюту, но делать это следует обязательно с оглядкой на торговый баланс между Россией и страной вашего контрагента. Почему это необходимо? Например, мы решили торговать с Африкой и сделать валютой контракта африканский рэнд. Смотрим наш торговый баланс, допустим, с ЮАР и видим, что он отрицательный, то есть мы покупаем больше, чем продаем. В любом случае, эта валюта у нас на рынке есть. Значит, если мы получим выручку в африканских рэндах, то эту валюту без проблем реализуем у себя на валютной бирже. Противоположный пример актуален для тех, кто работает в регионах Урала, Сибири, где активные связи с Монголией. Казалось бы, чего проще — открыть счета в монгольских тугриках и вести торговлю в этой «дружественной» валюте. Но торговый баланс с Монголией у нас положительный, причем превышение продажи товаров в Монголию над покупкой товаров из Монголии многократное. Соответственно, у нас на валютной бирже найти спрос на монгольский тугрик крайне сложно. А ведь у нас задача не просто получить валюту от иностранца, но и перевести ее здесь в рубли. И я знаю примеры, когда контракты, заключенные в тугриках, «висели» потом по три с половиной — четыре месяца, эта валюта просто не продавалась на бирже, потому что она никому не нужна. Таким образом, именно подбор вместе с банком «дружественной» валюты, которую потом реально реализовать на нашей бирже, — это отдельный процесс и разрешение данной проблемы.

Второй вариант — банк контрагента не готов работать с российскими банками, но готов работать с российскими контрагентами. В этом случае у нас прямая дорога открывать счета за рубежом. Сейчас очень свободные условия ведения счетов за рубежом: на них можно получать выручку, с них можно расплачиваться, и это как раз тот способ, которым преодолевается невозможность работать с российскими банками. Здесь я хочу обратить внимание на то, что постоянно возникают какие-то новые возможности. Полагаю, многие думают: попробуй открой сейчас счет за рубежом — с этим огромные сложности. Согласна, это не просто. Но ситуация меняется, и нужно искать новые возможности. Например, был интересный вебинар, на котором выяснилось, что банки Малайзии готовы открывать счета российским фирмам онлайн, причем российские фирмы могут работать на территории России и могут быть открыты на территории Арабских Эмиратов. У них выстроены определенные банковские связи, так что можно онлайн открыть счет в Малайзии и расплачиваться в любой валюте с любой нужной вам страной. Это тоже вариант решения проблемы.

Для Цитирования:
Капранова Е. Я., Используем все возможности. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: