По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2402-01

Использование земель различных форм собственности для ведения сельскохозяйственного производства организациями и гражданами

Алакоз В. В. действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), Москва, E-mail: v.v.alakoz@vniiesh.ru
Горин А. Д. ведущий экономист, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), Москва, E-mail: a.gorin@vniiesh.ru

О некоторых сложившихся тенденциях развития определенных негативных событий в сфере сельскохозяйственного землепользования и земельных отношений, требующих разработки мер целенаправленного воздействия на эти сложившиеся тенденции с целью устранения их неблагоприятного влияния, говорится в этой статье.

Литература:

1. Зачем России Земельная реформа / Государственный земельный комитет Российской Федерации. В.В. Алакоз, В.И. Киселёв, Г.И. Шмелёв. — М.: Интердизайн, 1999.

2. Общая долевая собственность на землю / Федеральная служба земельного кадастра России. В.В. Алакоз, И.В. Васильев, В.И. Киселёв, А.Б. Пулин, М.К. Тюрина, Л.П. Фомина, И.А. Иконицкая. — М.: Издательский дом «Формула строительства», 2001.

3. Платежи за сельскохозяйственные земли в России (теория, информация, практический опыт) / Федеральная служба земельного кадастра России. В.В. Алакоз, Е.Е. Амлеева, В.И. Киселёв, С.И. Носов, А.Н. Порядин, И.Г. Пугачёва, Е.В. Хомчукова, Л.В. Челышева. — М.: Издательский дом «Формула строительства», 2002.

4. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. — М., 2023.

Ключевым элементом земельной реформы в нашей стране являлась передача земли из государственной собственности, в которой она находилась все годы советской власти, в муниципальную и частную собственность физических и юридических лиц, право на которую было провозглашено Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9, п. 2) и «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (ст. 36, п. 1).

По существу, это четвертая земельная реформа в России:

1‑я реформа 1861 г. отменила крепостное право и дала возможность крестьянам получать землю в общинную собственность, в основном за выкуп;

2‑я Столыпинская аграрная реформа 1906– 1911 гг., направленная в основном на разрушение сельской общины и передачу земли непосредственно крестьянам;

3‑я национализация земли в 1917 г.;

4‑я, свидетелями которой мы являемся по настоящее время, — это денационализация значительной части земель, утверждение многообразия форм собственности.

Государственная монополия на землю не оправдала ожиданий ответственного, рационального и эффективного использования земли, что привело к необходимости пересмотра характера земельных отношений в стране, созданию базовых условий для развития сельскохозяйственного производства, сельской экономики, жизнеобеспечения сельских территорий, обеспечения продовольственного суверенитета, наращивания экспортных поставок излишков продовольствия. Частная собственность вытаскивает экономику, являясь ее движущей силой.

Земельная реформа в трудных спорах в отношении земель сельскохозяйственного назначения начиналась с закона РСФСР «О земельной реформе» от 27.12.1990 № 460–1, Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», механизм реализации которого был раскрыт в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Главным результатом последующих акций с точки зрения земельных отношений было предоставление права на земельную долю работникам бывших колхозов и совхозов, прямо или косвенно участвовавших в сельскохозяйственном производстве, в том числе и ушедшим на пенсию, а также по решению коллектива хозяйства работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, права выделения этой доли в натуре, права продажи или покупки этих земельных долей, а также права выхода из сельскохозяйственного предприятия со своим земельным участком («Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утверждено постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 с изменениями от 11.12.1992 № 969).

Для Цитирования:
Алакоз В. В., Горин А. Д., Использование земель различных форм собственности для ведения сельскохозяйственного производства организациями и гражданами. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: