Оборонная отрасль одной из первых готова принять технологии виртуальной реальности (ВР). Предпосылки к этому коренятся скорее в политике, чем в экономике. ВР представляет армии огромный потенциал по воздействию на сознание пользователя, мозг и органы чувств которого верят в происходящее и реагируют соответственно. Трудно переоценить пользу этого свойства, помноженную на возможности творчества в компьютерной графике.
Подготовка личного состава остается самой важной частью армейской деятельности. Любой, даже самой умной машине нужен оператор, который примет решение в критической ситуации. Это касается и автоматической винтовки, и атомной подводной лодки с трансконтинентальными ракетами.
К сожалению или к счастью, сотни тысяч людей невозможно постоянно забрасывать в боевые условия, хотя бы потому, что это слишком дорого, не говоря о вреде таких перманентных обучающих конфликтов.
А вот создавать симуляторы виртуальной реальности, максимально приближенные к реальным условиям, вполне возможно. Они не смогут передать настоящий «запах пороха», как урок русского языка не научит школьника писать романы, но в таком симуляторе можно оттачивать навыки и обучать обращению с новыми инструментами любой сложности.
Вот ряд сценариев, в которых виртуальная реальность уже применяется в военном обучении:
• симуляторы управления различными боевыми машинами;
• масштабные многопользовательские симуляторы боевых действий для пехоты;
• симуляторы командования отдельными битвами и ходом целых военных кампаний;
• симуляторы применения различного оружия.
Критика симуляторов виртуальной реальности часто связана именно с их виртуальностью: лучше учить начинающего летчика в настоящей кабине с настоящими приборами и дисплеями по периметру, чем в компьютерном окружении, где нет никакой тренировки тактильной памяти. С этим трудно поспорить.
Полностью заменить такой тренажер виртуальной реальностью пока нельзя. Но необходимости в этом нет.