Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших задач государства, реализуемая посредством школьного образования. Школа, являясь базовым социальным институтом, должна отвечать запросам и требованиям общества, следовательно, она в том числе несет ответственность и за формирование патриотических ценностей у обучающихся. В связи с этим создание музеев, в том числе и виртуальных, их интеграция в учебный процесс являются важнейшей образовательной задачей.
Для того чтобы апеллировать к понятиям «традиционный музей» и «виртуальный музей», нужно прежде всего обозначить основные различия между этими терминами, выявить общие характеристики в их составе и установках.
Музей традиционного типа представляет собой классический музей, функционирующий в общепринятом формате. Он характеризуется физическим наличием предметов экспозиции, строгой планировкой, наличием выставочного зала (одного или нескольких) и музейного персонала. Такие музеи располагают постоянной экспозицией, в которую очень редко вносятся изменения, они обладают ясной и понятной структурой и являются довольно консервативными. Одной из важнейших функций таких музеев является сохранение культурного и исторического наследия, они удобны для подробного и долгого изучения материалов, посетители могут снова и снова обращаться к отдельным экспонатам. На базе таких музеев проводятся научные исследования, ведется полномасштабная работа с экспонатами самими музейными работниками.
Виртуальный музей (интернет-музей) — это относительно новое понятие в музейном деле. Под этим термином понимается определенная информационная система, представляющая собой совокупность коллекций экспонатов или единую виртуальную коллекцию, объединенную общей концепцией. Виртуальный музей имеет все характеристики музея, что позволяет ему вести просветительскую, научную, экскурсионную, экспозиционную деятельность в виртуальном пространстве. Виртуальным музеем может являться также модель традиционного музея, созданная для ознакомления в интернет-пространстве.